Оглавление
AMD Radeon RX 6900 XT: Unboxed and Unwrapped
Image 1 of 12
(Image credit: Tom’s Hardware)
Image 2 of 12
(Image credit: Tom’s Hardware)
Image 3 of 12
(Image credit: Tom’s Hardware)
Image 4 of 12
(Image credit: Tom’s Hardware)
Image 5 of 12
(Image credit: Tom’s Hardware)
Image 6 of 12
(Image credit: Tom’s Hardware)
Image 7 of 12
(Image credit: Tom’s Hardware)
Image 8 of 12
(Image credit: Tom’s Hardware)
Image 9 of 12
(Image credit: Tom’s Hardware)
Image 10 of 12
(Image credit: Tom’s Hardware)
Image 11 of 12
(Image credit: Tom’s Hardware)
Image 12 of 12
(Image credit: Tom’s Hardware)
The Radeon RX 6900 XT looks identical to the RX 6800 XT, except for the product label. The packaging isn’t quite the same, however. Inside the main box, the RX 6900 XT comes wrapped in a mouse pad. It’s a nice little extra if you need a mouse pad or AMD swag. It’s a relatively large pad as well — not big enough to cover your entire desk, but much larger than a basic pad.
The RX 6900 XT is a dense graphics card, weighing slightly more than the RTX 3080 while sporting similar dimensions. It’s a bit thicker, occupying 2.7 slots, but it’s also about 2cm shorter. You could potentially fit it into a smaller build, but we recommend exercising some caution as ejecting 300W (or more) or heat into a small case will hurt performance. Actually, if you’re doing a smaller case, just save yourself some money and buy the 6800 XT — we’d bet once thermals level out, the two cards will perform nearly the same.
Like the RX 6800 cards, the 6900 XT includes a single HDMI 2.1, two DisplayPort 1.4, and one USB-C video output. If that doesn’t meet your needs, keep an eye out for third party cards. We’ve heard there will be RX 6900 XT cards from AMD’s AIB partners (contrary to some earlier rumors), which makes sense as anyone making an RX 6800 XT could use the same design for RX 6900 XT. We’re not sure when those cards will be available for purchase, however.
There are two 8-pin PEG connectors for power, rated for 150W each. Combined with the 75W from the PCIe slot, power should be more than sufficient for normal operation. We did see slight power spikes when starting up certain workloads (FurMark, specifically), but these shouldn’t pose a serious problem to any quality power supply that can deliver 850W. We do recommend using a single rail PSU if possible.
Архитектурные особенности
Графический процессор Navi 21, также известный как Big Navi, основан на архитектуре RDNA 2, основной задачей при разработке которой было достижение максимально возможной энергоэффективности, а также внедрение недостающих функциональных возможностей, которые есть у конкурента и входят в спецификации DirectX 12 Ultimate. В начале цепочки Navi 21 лежат командные процессоры для шейдеров и вычислений общего назначения, геометрический процессор и аппаратный планировщик, который с недавних пор научилась использовать ОС Windows. Здесь же находится блок DMA, служащий для прямого доступа к памяти GPU по шине PCI Express в рамках совместной работы нескольких ускорителей, а также определенных новаторских функций Navi 21: Smart Access Memory на платформе Ryzen 5000 и поддержки DirectStorage. Однако главное изменение front-end’а GPU на качественном уровне все-таки связано с тем, как Navi 21 обращается с обработкой геометрии. Для аппаратного ускорения трассировки лучей, в RDNA 2 внедрили специализированные блоки Ray Accelerator
Это очень важно, так как трассировка появляется во все большем количестве игр, есть она и в некоторых консольных играх, и в проектах, поддерживаемых AMD (Godfall и Dirt 5). Но эти блоки у Big Navi хоть и аппаратные и выделенные, они несколько проще RT-ядер в графических процессорах семейств Ampere и Turing у Nvidia, и в целом медленнее справляются с работой, особенно в случае большого количества некогерентных лучей, так как отдельные MIMD-ядра конкретно для трассировки подходят лучше
Поэтому, при сложных и многочисленных эффектах с применением трассировки лучей, видеокарты AMD теряют в производительности заметно больше видеокарт Nvidia, причем это касается сравнения и с Ampere и с Turing. Самым главным нововведением архитектуры RDNA 2, является стек локальной памяти, который включает громадный кеш третьего уровня. Все остальные хранилища, ближайшие к шейдерным ALU, не претерпели почти никаких изменений по сравнению с тем, что уже было сделано в чипах Navi первого поколения. Называется этот кэш Infinity Cache, его емкость составляет 128 Мбайт, такой подход к организации кэша можно назвать новшеством во многих отношениях так как мы получаем еще один уровень кэширования, который ранее не встречался на GPU в таком виде. Чтобы Infinity Cache работал как можно более оптимально. 128 Мбайт кэша подключены по 16 каналам, каждый обеспечивает передачу 64 байт за такт. Infinity Fabric работает на 1,94 ГГц, что дает пропускную способность 0,9933 Тбит/с. В результате AMD удалось не только увеличить эффективную пропускную способность, но и снизить энергопотребление.
Спецификации
Цена | Шейдеры | Блоки | Частота ядра | Boost | Частота VRAM | GPU | Транзисторы | Память | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Radeon VII | $680 | 3840 | 64 | 1802 МГц | без | 1000 МГц | Vega 20 | 13230M | 16 ГБ, HBM2, 4096 бит |
RTX 2080 | $600 | 2944 | 64 | 1515 МГц | 1710 МГц | 1750 МГц | TU104 | 13600M | 8 ГБ, GDDR6, 256 бит |
RTX 2080 Super | $690 | 3072 | 64 | 1650 МГц | 1815 МГц | 1940 МГц | TU104 | 13600M | 8 ГБ, GDDR6, 256 бит |
RTX 3060 Ti | $400 | 4864 | 80 | 1410 МГц | 1665 МГц | 1750 МГц | GA104 | 17400M | 8 ГБ, GDDR6, 256-бит |
RTX 2080 Ti | $1000 | 4352 | 64 | 1350 МГц | 1545 МГц | 1750 МГц | TU104 | 18600M | 11 ГБ, GDDR6, 352 бит |
RTX 3070 | $500 | 5888 | 64 | 1500 МГц | 1725 МГц | 1750 МГц | GA104 | 17400M | 8 ГБ, GDDR6, 256-бит |
RX 6800 | $580 | 3840 | 96 | 1815 МГц | 2105 МГц | 2000 МГц | Navi 21 | 26800M | 16 ГБ, GDDR6, 256-бит |
RX 6800 XT | $650 | 4608 | 128 | 2015 МГц | 2250 МГц | 2000 МГц | Navi 21 | 26800M | 16 ГБ, GDDR6, 256-бит |
RX 6900 XT | $1000 | 5120 | 128 | 2015 МГц | 2250 МГц | 2000 МГц | Navi 21 | 26800M | 16 ГБ, GDDR6, 256-бит |
RTX 3080 | $700 | 8704 | 96 | 1440 МГц | 1710 МГц | 1188 МГц | GA102 | 28000M | 10 ГБ, GDDR6X, 320-бит |
RTX 3090 | $1500 | 10496 | 112 | 1395 МГц | 1695 МГц | 1219 МГц | GA102 | 28000M | 24 ГБ, GDDR6X, 384-бит |
За, против, вердикт
Сперва подведём выводы касательно Radeon RX 6900 XT в целом, а после про XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 в частности.
Видеокарты AMD Radeon RX 6000 и архитектура RDNA 2 – это прорыв для AMD. Наконец «красные» видеокарты смогли бросить вызов изделиям конкурента в высшем ценовом сегменте
Что ещё более важно, AMD за не счесть какие количество лет не просто догнала NVIDIA по показателю производительность ватт, а обогнала её. Архитектура RDNA 2 эффективнее, чем NVIDIA Turing
Конечно, применяются разные техпроцессы, но фактическая плотность транзисторов у AMD Navi 21 и NVIDIA GA102 почти не отличается – 42,65 MT/мм² и 44,56 MT/мм².
Разобравшись с эффективностью, переходим к производительности. Radeon RX 6900 XT уверенно превосходит RTX 3080, но лишь на пару процентов, а оказать соперничество RTX 3090 не может. Отставание от флагмана NVIDIA при разрешении WQHD составляет в среднем 6%, в 4К – на 8%… пока дело не доходит до трассировки лучей. Здесь RX 6900 XT может оказать конкуренцию только первой итерации «лучей» от NVIDIA, зачастую соперничая с адаптерами уровня RTX 2070 Super/RTX 2080.
Собственно, положение видеокарт AMD и NVIDIA идеально отражено в рекомендованных ценах. За Radeon RX 6900 XT просят $1000 рекомендованных, за RTX 3090 – $1500. Последняя чуть быстрее, но дороже, сильно громче, потребляет гораздо больше и куда больше шумит. Сравнительно с RTX 3080: выше производительность, меньше шумит, меньше греется, меньше потребляет, стоит также, проигрывает при RTX ON – вот и вся любовь джентльмены.
При всём вышесказанном, Radeon RX 6900 XT – не тот продукт, который стоит покупать. Как RTX 3090 является выбором неграмотным, так и Radeon RX 6900 XT. Это неоптимальная модель, призванная показать, что AMD «стронг!». Отличный выбор – это предфлагманская Radeon RX 6800 XT. В стоке она всего на 5% медленнее топовой версии, но показывает просто чудеса в разгоне, а оценена в $700. Radeon RX 6900 XT – это “Особое решение”.
Хорошо:
- Быстрее, чем RTX 3080 с небольшим отставанием от RTX 3090;
- Сравнительно невысокий TDP;
- Лучшая в мире энергоэффективность;
- Есть аппаратное ускорение трассировки лучей;
- 16-гигабайтный видеобуфер.
Не хорошо:
- Слабый разгон;
- Низкая производительность с RTX ON.
Что касается непосредственно исполнения Merc 319 от XFX, это просто лучшее исполнение. Но не из тех, что побывали у OCClub.ru, а из тех, что в целом видели участники нашей редакции с суммарным «железячным» опытом под 100 лет. Довольно часто в моих обзорах говорится что-то в стиле “вот тут можно было сделать грамотнее, здесь 2 копейки сэкономили, а здесь просто дичи наворотили”. XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 сделана ну просто восхитительно, идеальная видеокарта. Это больше похоже на какой-то Special Edition с ограниченным тиражом в 1000 штук и ценой, которую легко спутать с номером телефона, а не на рядовой продукт с ценником, не отличающимся от других нереференсных RX 6900 XT (по идее на $150 больше рекомендованной). “Это реально лучшая из видеокарт, что я держал в руках” – прямая цитата нашего главного редактора.
XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 – это как Seasonic-овский блок питания PRIME Titanium, это как кулер Noctua, как СЖО от EK, как Феррари от мира автомобилей. И я отдельно отмечу: нет, XFX мне не заплатили, и вообще образец был возвратный.
Без недостатков, конечно, всё же не обошлось. 340-мм длина ограничивает применение адаптера только просторным корпусами. В играх в тяжелых сценах есть писк дросселей, а вот в FurMark, внезапно, нет. Впрочем, это не вина XFX, не экономия. Это актуально для любой RX 6900 XT, и для любой RTX 3090. Не справляются дроссели с частотой свыше 2 ГГц и мощностью 300+ Вт без вибраций сердечника, увы.
Но шумовые характеристики, дизайн, материалы (кожух целиком из алюминия!), конструкция – всё это выше всяких похвал. XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 делали не маркетологи, как сейчас стало модно. Merc 319 делали инженеры. “Выбор редакции”.
Хорошо:
- Обалденный внешний вид;
- Используемые материалы;
- Бэкплейт участвует в охлаждении;
- Наиболее грамотная организация охлаждения памяти, VRM;
- Термопрокладки есть просто везде;
- Шумовые характеристики выше всяких похвал;
- Вентиляторы умеют полностью останавливаться;
- Усиленная 19-фазная схема питания (против 16 у рефа);
- Топовый заводской разгон.
Не хорошо:
Огромные габариты (340 мм длины!).
По страницам
Упаковка, комплектация
Американская компания XFX уже много лет упаковывает видеокарты в коробку нетипичной формы. Точнее, это всё тот же параллелепипед, но куда более скромных габаритов. Дизайн с сочетанием красного и чёрного, прямо отсылающий к бренду Radeon, выглядит привлекательно.
С оборотной стороны во всю красу XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 изображена спереди и сзади, перечислены основные «фишки» архитектуры RDNA 2 и вообще видеокарт AMD.
Производитель рекомендует использовать как минимум 850-ваттный блок питания. XFX сильно перестраховываются. Radeon RX 6900 XT характеризуется 300-ваттным уровнем TDP, столько и потребляет в самых тяжелых режимах. Качественного 600-ваттника будет с головой.
Комплект поставки совсем не радует. Есть лишь инструкция пользователя и рекомендация скачать драйвера с официального сайта XFX или AMD.
К такой 340-мм «дуре» не лишней была бы подпорка во избежание прогиба, да и вообще к видеокарте за $1000 рекомендованных и $2000 фактических хотелось бы чего-нибудь эдакого. AMD вот к референсу хотя бы чехол даёт и фирменный кейкап для механической клавиатуры.
Тестирование
Частотная формула для видеокарт Radeon RX 6900 XT имеет вид 1815/2015/2250 МГц в состояниях Base/Game/Boost. Частоты работы свыше 2 ГГц AMD достигла рядом архитектурных улучшений, про что в соответствующем разделе. В свою очередь XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 функционирует при 1925/2105/2340 МГц. Базовую и boost-частоту XFX увеличила на 4% и 6%. Память функционирует при стоковых 16 ГГц.
«Буст» до 2340 МГц – один из самых высоких показателей среди всех Radeon RX 6900 XT. Большинство моделей работают в пределах 2300 МГц. Только лучшие нереференсы работают при 2340 МГц. Быстрее XFX Merc 319 только ASUS ROG Strix и Sapphire Toxic Limited Edition, функционирующие при 2365 МГц.
Вообще де-факто даже стоковая Radeon RX 6900 XT способна поднимать частоту свыше 2,5 ГГц по ядру. Но в таких режимах GPU способен работать только при слабой нагрузке, когда нет упора в общий лимит мощности.
В драйвере Radeon Adrenalin появился пункт “ярость” (Rage Mode). Это эдакий небольшой авторазгон, увеличивающий производительность на пару процентов. Именно в этом режиме всё последующее тестирование и проводилось.
Система охлаждения XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319 получилась очень хорошей. В стресс-тестирование в FurMark графический чип прогрелся максимум до 72 градуса, при том система охлаждения была задействована лишь на 34% (~1150 об/мин). Учитывая 300-ваттный уровень TDP, это просто восхитительный показатель. К слову, референс RX 6900 XT в этом же тесте разогревается до 79-80 градусов при ~1650 об мин. Уровень шума можно охарактеризовать как ниже среднего. Частота стабилизировалась на 2194 МГц.
В бенчмарках 3DMark Fire Strike и Fire Strike Extreme адаптер набрал 27 587 и 49 427 баллов соответственно. Температура не превышала 70 градусов. Стоит отметить частоту работы стабильно выше 2,4 ГГц с «прострелами» до 2,5 ГГц.
Radeon RX 6900 XT имеют жёстко фиксированный лимит TDP – 300 Вт. Абсолютно все нереференсы ограничены 300-ваттами. Это, похоже, политика AMD такая. NVIDIA, напротив, допускает увеличение рамок TDP, что положительно сказывается на разгоне. Справедливости ради, «нерефов» RX 6900 XT представлено мало, и пока окончательные выводы делать рано.
300-ваттный лимит душит RX 6900 XT, но позволяя мощно разогнаться, хотя к этому предрасполагает и чрезвычайно мощная плата, и система охлаждения. Предел энергопотребления можно увеличить на 15% (видимо, до 345 Вт). Параллельно увеличив верхнюю границу частоты до 2800 МГц и нижнюю до 2400 МГц, по поведению GPU не изменилось ровным счётом ничего. Неудивительно на фоне и так топового разгона модели XFX Merc 319.
Чипы памяти Samsung изначально рассчитаны на 16 ГГц, при 16 ГГц в составе RX 6900 XT и работают, надежды на лёгкий разгон не дают. Тем не менее, их удалось разогнать до 17,2 ГГц, увеличив пропускную способность памяти с 512 ГБ/с до 550,4 ГБ/с.
Итогом разгона стал 50 441 балл в Fire Strike Extreme и 27 872 «попугая» в Fire Strike – 2% прироста в лучшем случае – не стоит даже мучать.
Младшая Radeon RX 6800 не разгоняется никуда из-за резкого ограниченного лимита мощности, средняя Radeon RX 6800 XT разгоняется великолепно, поскольку, по сути, это придушенная RX 6900 XT, но только частотами, а лимит TDP всё те же 300 Вт. Непосредственно RX 6900 XT без заводского разгона разгоняется достойно, но у приличных нереференсов из GPU уже всё «выжато».
Неприятно удивило наличие писка дросселей. Что странно, он появляется только в тяжелых сценах в играх, а в синтетических бенчмарках нет. В том же FurMark дроссели не пищат.
К слову, подключение к интерфейсу PCI-E 4.0 «профита» не несёт, как и в случае любой другой видеокарты.
Производительность в играх
Набор тестов #1
Anno 1800
Релиз: 2019 — API: совместимая с DirectX 12 — Движок: Anno Engine
Градостроительная RTS франшиза Ubisoft Anno посетила различные места, древние и средневековые века и даже дважды заглянула в будущее. И наконец-то распаковывает увлекательный период промышленной революции, начинающейся с начала 19-ого столетия. Геймплей сохраняет городское строительство и бои в океане, а также добавляются такие аспекты, как планирование, влияние промышленного загрязнения и туризм. Основанная на движке собственной разработки, игра использует преимущества DirectX 12 и может быть очень обременительной для системы геймера с высокой детализацией, особенно при более высоких разрешениях.
Набор тестов #2
Divinity Original Sin II
Релиз: 2017 — API: DirectX 11 — Движок: Divinity Engine
Divinity Original Sin 2 от Larian Studios — это недавняя RPG-игра, основанная на изометрической проекции игрового мира, которая использовалась во многих классических ролевых играх, в первую очередь Baldur’s Gate. Игра была воспринята очень хорошо и, вероятно, лучший новый релиз для этого жанра на сегодняшнее время. Главный герой, чародей, застрявший в мире, где колдовство запрещено, что приводит к его поимке и возможному побегу, а также раскрытию правду о пустоте, угрожающей всей жизни.
Хотя графика не так требовательна, как у 3D-шутеров, она все ещё нагружает современное оборудование с поддержкой DirectX 11.
Набор тестов #3
The Witcher 3: Wild Hunt
Средняя игровая частота кадров
Следующей серией диаграмм усредняем результаты FPS всех предложенных 22 играх, чтобы показать пользователям, какую производительность следует ожидать от данной карты с точки зрения кадров в секунду.
Radeon RX 6900 XT Overclocking
(Image credit: Tom’s Hardware)
MSI Afterburner still doesn’t support RX 6000 series GPUs at present, leaving us with AMD’s built-in overclocking tools. We could just use Rage Mode, but all that seems to do is raise the power limit, so we set about doing some manual tuning.
Memory seemed easy enough to max out, and cranking the power slider to maximum as well doesn’t generally pose any problems. That leaves the GPU clock, voltage, and fan speeds, the latter of which we tuned to favor cooler temperatures over quieter operation. We set the RAM to 2150 MHz, dropped the GPU voltage to 1125 mV (down from 1175 mV), and set about testing.
We started by looping the Unigine Heaven 4.0 benchmark in a window at 1440p extreme, then bumped up the GPU clock to 2600 MHz to check for stability. We found that the power limit becomes a factor long before the maximum boost clock comes into play. With a 115 percent power limit in place, that gives the GPU up to 345W of power, and that’s pretty close to where it landed. Clock speeds then fluctuate according to the demands of whatever game or workload is running, with average clocks in the 2400-2550 MHz range.
While Heaven proved stable in our initial tests, we did encounter some issues in a few other games, which eventually led to the slightly revised overclocks you can see above. We dropped the RAM 10 MHz to 2140, bumped the voltage back to 1150 mV, and that seemed to fix the problems. Additional time spent tuning might eke out a few more MHz, but for most users, simply enabling Rage Mode would do most of the dirty work — or set the RAM speed to 2100 and max out the power slider for a slightly higher result.
It’s worth noting that while AMD lists the official boost clock of the RX 6900 XT as 2250 MHz, in AMD’s own drivers, the boost clock shows up as 2519 MHz. You won’t normally see clocks quite that high, but you could with Rage Mode. In that sense, AMD has taken a page out of Nvidia’s book by advertising a lower boost clock than what you’ll get in many games. We appreciate this, and the combination of increased power limits and a minor bump to the maximum boost clock gave us a decent result.
Overclocked results are present in our benchmark charts, but not in the DirectX Raytracing (DXR) suite. The net improvement was around 5 percent, and 7 percent at 4K, which isn’t that much of a boost to performance. There’s a decent chance third party cards may come with better factory overclocks than what we achieved.
MORE: Best Graphics Cards
MORE: GPU Benchmarks
MORE: All Graphics Content
Разгон
Архитектурные оптимизации и улучшения техпроцесса изготовления позволили использовать для NAVI 21 высокие рабочие частоты, потому любопытно было хотя бы в экспресс-режиме оценить, каковы фактические пределы работы GPU.
В штатном для ASUS TUF-RX6800-O16G-GAMING режиме максимальная частота GPU в драйверах обозначена на уровне 2264 МГц. Примерно эти же показатели были достигнуты под нагрузкой во время игровых испытаний. Опытным путем нам удалось повысить это значение до 2510 МГц. После изменения в настройках драйвера, показатели в GPU-Z отображаются не вполне корректно.
После разгона в графе Boost отображается пиковое заданное значение, а не штатный Boost Clock. Это несколько вводит в заблуждения, создавая иллюзию очень сильного разгона, тем не менее, фактические значения тактовой частоты GPU действительно можно заметно увеличить.
Микросхемы памяти GDDR6 также поддаются разгону. Дополнительные +7% не так существенно увеличивают пропускную способность памяти (с 512 до 548 ГБ/c), но эта также привнесет свой вклад в повышение производительности.
Во время разгона мы использовали штатный режим Performance Mode c соответствующим профилем алгоритма работы системы охлаждения. Под нагрузкой пиковая температура графического процессора возросла всего на один градус – до 59С. При этом скорость вращения вентиляторов не изменилась, они по-прежнему на пике раскручивались до 1500 об/мин.
Утилита GPU-Z зафиксировала достижение символичных 2500 МГц. Несмотря на немалую площадь кристалла GPU (520 мм²), чипу удается достичь столь высокой частотной планки.
ASUS TUF-RX6800-O16G-GAMING позволяет увеличить предел энергопотребления видеокарты на 10%, что мы и сделали непосредственно перед экспериментами с разгоном. После дополнительного форсажа параметр GPU Chip Power Draw увеличился до 225 Вт, то есть на 10–12 Вт. Наверняка дополнительные ватты понадобились и после ускорения чипов памяти. Однако в целом энергетические траты вполне умеренные, посмотрим, есть ли в них какой-то практический смысл.
Дополнительный разгон увеличил количество кадров/c в среднем на 5–8% при разрешении 4К. Прирост производительности возможно не так велик, как того можно было бы ожидать после заметного ускорения GPU, но он обычно не пропорционален росту частоты графического процессора. Графический драйвер ограничивает разгон памяти, что также сказывается на потенциальном бусте. С другой стороны, дополнительные fps фактически не сказываются на температурном режиме, кулер в штатном режиме справляется с подобным разгоном при этом даже не повышая скорость вращения вентиляторов, а, соответственно, и уровень шума видеокарты.
AMD Radeon RX 6800, RX 6800 XT и флагманскую RX 6900 XT роднит графический процессор Navi 21. Естественно, в разных конфигурациях. Navi 21, как и предшествующие Navi 1X, производится по 7-нм техпроцессу TSMC. Номинально техпроцесс не претерпел изменений, но де-факто некоторые улучшения всё же произошли. В конце концов, в старых маркетинговых слайдах AMD для будущих видеокарт и процессоров указывался 7 нм+.
Navi 21 имеет площадь 519,8 мм2, 26,8 миллиарда транзисторов и плотность транзисторов 42,65 MT/мм². Если провести параллели с чипом NVIDIA GA102 (RTX 3090 и RTX 3080), налицо небольшое превосходство 7 нм TSMC над 8 нм Samsung. GA102 имеет площадь 628,4 мм², 28 млрд «транзюков» и 44,56 MT/мм² плотность. С другой стороны, у NVIDIA есть GPU GA100 (применяется только в Tesla A100) на новой архитектуре Ampere, но выполненный по 7 нм техпроцессу TSMC. У GA100, внезапно, плотность выше аж в полтора раза – 65,37 MT/мм².
GPU Navi 21. Источник изображения: Techpowerup
В общем, 7 нм TSMC рознь 7 нм TSMC, как бы это абсурдно не выглядело, а по части применяемых техпроцессов в игровых видеокартах оба чипмейкера находятся +- на одном уровне.
Но вернёмся конкретно к Navi 21. Чип состоит из 4 кластеров Shader Engine, каждый из которых насчитывает 10 Compute Engine (CU), в каждом из которых 64 потоковых процессоров и 4 текстурных блока. Если сказать очень грубо, Navi 21 представляет собой два Navi 10 в одном пакете, но урезанной шиной памяти. Хотя, скорее видоизменённой, про что в предыдущем разделе.
Полновесная версия, применяемая в Radeon RX 6900 XT, имеет все 80 активных CU. Соответственно, 5120 потоковых процессоров, 320 текстурных блоков и 128 блоков растеризации. Отмечу, что это именно полновесная версия – чип активен на 100%. Даже несколько странно, что AMD его не урезала чуть-чуть из экономических соображений. По-видимому, техпроцесс TSMC уже хорош настолько, что способен выдавать сложные, крупные, и при этом на 100% годные чипы.
Ну а те, что вышли не полностью работоспособными, AMD устанавливает в Radeon RX 6800 и её XT-модификацию. В первом случае отключено 20 CU (активны 3440 ПП, 240 текстурных блоков и 96 ROP), во втором – отключено 8 CU (остаются активны 4608 ПП, 288 текстурных, но все 128 блоков рендеринга).
Как упоминалось в предыдущем разделе, одним из ключевых новшеств архитектуры RDNA 2 стали блоки Ray Accelerators, отвечающие за трассировку лучей в реальном времени. Каждый CU имеет по одному RA-блоку. Итого у AMD Radeon RX 6900 XT их 80 единиц. Конечно, от RT-ядер NVIDIA они сильно отстают.
Все три адаптера Radeon RX 6000 получили по 16 ГБ видеопамяти GDDR6 с частотой работы 16 ГГц и скромную 256-битную шину памяти. Сравнительная небольшая пропускная способность подсистемы видеопамяти компенсируется кэшем Infinity Cache (по сути, это кэш L3). Он сопрягается с кэшем L2 по огромной 1024-битной шине и работает при вариативной частоте до 1,94 ГГц.
В завершение раздела пару слов о работе видеокарт в тандеме – про поддержку CrossFire. Официально Multi-GPU режим не поддерживается с прошлого поколения видеокарт, но работает (но бессмысленный). С Radeon RX 6000 ситуация схожа. CrossFire работает только в играх, созданных при поддержке AMD (как минимум в Deus Ex: Mankind Divided, Rise of the Tomb Raider, Strange Brigade и Sniper Elite 4). Прирост производительности наиболее заметен с ростом разрешения, достигает 57% максимум, подробнее здесь. Но в целом овчинка выделки не стоит – как обычно с Multi-GPU это и бывает.
И на этом моменте плавно переходим от части теоретической к практической – к XFX Radeon RX 6900 XT Merc 319.
Тестирование в играх
Radeon RX 6900 XT – видеокарта класса high-end, бессмысленная для разрешение меньшего, чем хотя бы WQHD (2560х1440). Поэтому тестирование проводилось только в WQHD и 4К (3840х2160), а также дополнительно в паре игр с активной трассировкой лучей.
Borderlands 3 (DX11)
Borderlands 3 базируется на доработанной версии движка Unreal Engine 4. Она может использовать как API DirectX 12, так и DX11. В нашем случае тестировалась DX11-версия.
Assassin’s Creed Odyssey (DX11)
Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором также базируется предыдущая часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.
Control (DX12)
Control базируется на совершенно новом движке Northlight от студии Remedy. Игра может использовать как API DirectX 12, так и DX11, также поддерживает трассировку лучей в реальном времени (NVIDIA RTX) и сглаживание DLSS. В нашем случае активен DX12, а RTX и DLSS отключены.
Metro Exodus (DX12)
В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.
Shadow of the Tomb Raider (DX12)
Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.
The Witcher 3 (DX11)
Третья часть саги о похождениях Геральта вышла в 2015, но и по сей день представляет собой вызов для компьютерного «железа». Лежащий в основе движок REDengine 3 был специально разработан для игр с открытым миром. Он использует API DirectX 11 с тесселяцией и рядом эффектов постобработки. Из соображений нейтральности технология HairWorks была отключена.
DOOM Eternal (Vulkan)
Основанная на движке id Tech 7, DOOM Eternal работает исключительно с API Vulkan. Игра великолепно оптимизирована. Стабильно высокий fps показывают все видеокарты даже на предустановке Ultra Nightmare, на которой тестирование и проводилось.

Эта тема закрыта для публикации ответов.