Обзор видеокарт palit geforce rtx 3080 ti gamerock oc и palit geforce rtx 3080 ti gamingpro

Алан-э-Дейл       10.04.2022 г.

Система охлаждения

Разбор обеих видеокарт сопряжен сложностями в том, что для монтажа радиатора СО и бэкплейта производитель использует большое количество винтов различного размера. Однако такой подход играет только на пользу GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC и GeForce RTX 3080 Ti GamingPro, поскольку обеспечивается более качественный прижим компонентов.

Несмотря на то, что чипы памяти на GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC располагаются только с лицевой стороны печатной платы, производитель использует с тыльной стороны термопрокладки для отвода части тепла на металлический бэкплейт. 

На GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC тепло от зоны VRM и чипов памяти GDDR6X на себя забирает отдельный радиатор черного цвета. К кожуху СО крепятся три 90-мм вентилятора с полупрозрачной крыльчаткой. Технология «0 dB-tech» позволяет вентиляторам останавливаться при низкой нагрузке или полном простое графического адаптера. Стоит отметить, что в модели GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC используются долговечные вентиляторы на двойном шарикоподшипнике.

Радиатор охлаждения у GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC двухсекционный с использованием шести никелированных тепловых трубок диаметром 6 мм. Для контакта с графическим процессором предусмотрена специальная теплосъемная пластина, качество полировки которой на высшем уровне. Конструкция построена таким образом, чтобы тепловые трубки могли быстро распределить отводимое тепло на обе секции радиатора с плотным алюминиевым оребрением. 

В модели GeForce RTX 3080 Ti GamingPro также предусмотрен отвод тепла с помощью термопрокладок на металлический бэкплейт. Основные отличия системы охлаждения этой видеокарты кроются в основной конструкции. Например, тепло от чипов памяти GDDR6X отводится на конструкцию основного радиатора.

На GeForce RTX 3080 Ti GamingPro черная металлическая рама забирает тепло лишь от зоны VRM. Три 95-мм вентилятора установлены на пластиковый кожух СО для обдува радиатора и печатной платы видеокарты. В них также используется двойной шарикоподшипник, что позволяет надеяться на долговечность этих вертушек.

Конструкция радиатора GeForce RTX 3080 Ti GamingPro несколько упрощена в сравнении с таковым у GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC. Количество никелированных тепловых трубок диаметром 6 мм то же — их шесть. Но распределяют отводимое тепло на секции радиатора они иначе. Лишь четыре из шести тепловых трубок «уходят» на вторую секцию с алюминиевыми пластинами, в то время как другие две в U-образной форме остаются на первой секции. При этом плотность размещения самих алюминиевых пластин примерно та же.

Игровая производительность

После оценки температур, энергопотребления, шума и оверклокерских возможностей видеокарт мы перешли к вопросу быстродействия графических ускорителей. В первую очередь измерили уровень производительности GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC и GeForce RTX 3080 Ti GamingPro в популярном бенчмарке 3D Mark.

Также посмотрели на быстродействие GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC и GeForce RTX 3080 Ti GamingPro в пяти популярных играх со встроенными бенчмарками. Использовали только ультра-настройки графики и три популярных разрешения: 3840*2160, 2560*1440 и 1920*1080.

Во всех случаях видеокарта GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC оказалась быстрее GeForce RTX 3080 Ti GamingPro за счет расширенных лимитов энергопотребления и более эффективной системы охлаждения. Но если говорить в целом, то оба графических адаптера продемонстрировали высокий уровень игровой производительности.

Упаковка, комплектация

Palit GeForce RTX 3080 Ti GamingPro поставляется в стандартной Palit-овской коробке последних лет. Несмотря на впечатляющий рост качества продукции Palit в последнюю пятилетку, их коробкам по-прежнему не достаёт индивидуальности и фирменного стиля что ли. Вместо описания собственных «фишек» и того, почему именно их видеокарты лучше каких-то других, компания перечисляет фирменные технологии NVIDIA. При этом GamingPro – исполнение не самое простецкое, где есть, про что рассказать.

С другой стороны, покупающий видеокарту за $1200 рекомендованных с большой вероятностью и так знает, что покупает.

С 3000-ой серией видеокарт Palit перестала на коробке давать рекомендации по мощности блока питания, но они приведены на официальной странице. Вполне ожидаемого на фоне идентичного с RTX 3090 350-ваттного TDP, к RTX 3080 Ti также рекомендуется блок мощностью 750 ватт. Указано с перестраховкой на спать поспокойнее, так-то и качественного 650-ваттника хватит за глаза.

Устройство коробки максимально стандартное: внешне цветастая оболочка из тонкого картона, внутри ещё одна коробка из толстого картона, внутри которой видеокарта уложена в мягкую форму и антистатический пакет.

В комплекте поставки нет драйвера на диске – здравое решение, учитывая отсутствие DVD-привода в современных ПК и того факта, что версия драйвера успевает устареть ещё до записи на диск.

Из интересного есть календарик, переходник питания с двух PCI-E Power 6-pin на один 8-контактный (так и вижу, как есть на видеокарту за очень много, но нет на блок питания за хотя бы $60) и SAG Holder – кронштейн-поддержка для видеокарты. Многие современные корпуса предусматривают подпорку, но далеко не всё. А вещь совсем не лишняя! С учётом длины адаптера под 300 мм, немаленькой массы под полтора кило и постоянного воздействия температуры, появление изгиба без подпорки – лишь дело времени, пусть Palit и постарались предать конструкции максимальную жёсткость, про что уже в следующем разделе.

К сожалению, к моделям серии GamingPro в комплекте не полагается кабель, позволяющий синхронизировать подсветку видеокарты с материнской платой. Подсветка у Palit GeForce RTX 3080 Ti GamingPro в целом есть, но синхронизация остаётся прерогативой более «богатых» исполнений JetStream и GameRock.

Температуры, шум, энергопотребление и разгон

Оценивая работу видеокарт на практике, начать хочется с более интересного варианта в лице GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC. Особенностью этой модели является наличие двух прошивок BIOS, отличающихся между собой допустимыми лимитами энергопотребления и тактовыми частотами графического процессора. С прошивкой «Perfomance» видеокарте доступен лимит в 400/440 Вт, а заявленная Boost-частота GPU может составлять 1725-1950 МГц. Переключение на вторую прошивку «Silent» ограничит аппетиты GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC до 370/400 Вт соответственно, а Boost-частота графического процессора будет в рамках 1680-1935 МГц. 

Работа GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC в состоянии покоя системы выражается в полной остановке вентиляторов системы охлаждения видеокарты. Технология «0-dB tech» работает корректно, сохраняя ресурс службы вертушек при низких температурах графического процессора и памяти видеокарты.

Запускаем на полный экран стресс-тест Furmark и получаем на GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC стабильный буст GPU до 1875 МГц. Температура графического процессора в пике составляет 75℃, а нагрев чипов памяти не превышает 80℃. Отличная эффективность системы охлаждения видеокарты, учитывая, что энергопотребление в районе 417 Вт. При 63% вращения вентиляторов шумомер регистрирует шум в диапазоне 40,5-41 дБА с расстояния в 30 см.

Выкручиваем лимит энергопотребления GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC до максимальных 440 Вт и приступаем к разгону видеокарты. Стабильная работа стресс-теста Furmark сохраняется при работе GPU на частоте 1950 МГц, а чипов памяти GDDR6X — на 21400 МГц. При этом температура графического процессора остается после разгона на том же уровне в 75℃, растет лишь нагрев чипов памяти до 82℃. По энергопотреблению GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC уже уходит в район 422 Вт. Шум от работы системы охлаждения видеокарты не меняется после разгона, поскольку вентиляторы СО вращаются под нагрузкой в том же диапазоне скоростей.

Переходим к GeForce RTX 3080 Ti GamingPro и сразу видим, что эту видеокарту производитель ограничил более жесткими рамками энергопотребления. Графический адаптер имеет только одну прошивку BIOS с лимитами в 350/365 Вт, а Boost-частота GPU под нагрузкой может варьироваться в диапазоне 1665-1935 МГц. 

В простое GeForce RTX 3080 Ti GamingPro оказывается немного горячее GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC, что в принципе логично, учитывая более простую систему охлаждения графического адаптера. Но в целом система охлаждения GeForce RTX 3080 Ti GamingPro позволяет видеокарте задействовать технологию «0-dB tech» в виде полной остановки вентиляторов. 

Нагружаем GeForce RTX 3080 Ti GamingPro с помощью Furmark и получаем стабильный буст GPU на уровне 1770 МГц. При этом температура графического процессора составляет 76,5℃, а температура чипов памяти GDDR6X — 82℃. Для удержания такого температурного режима видеокарта раскручивает вертушки СО до 57% или 2215 об/мин. При этом шумомер с расстояния в 30 см не регистрирует значения выше 39-39,5 дБА. По энергопотреблению GeForce RTX 3080 Ti GamingPro выходит за разрешенную границу в 350 Вт, забирая на себя практически 364 Вт.  

Разгон GeForce RTX 3080 Ti GamingPro дает свои плоды после сдвига лимита энергопотребления в максимальное разрешенное значение в 365 Вт. Стабильная работа видеокарты при полноэкранном стресс-тесте Furmark сохраняется при Boost-частоте 1830 МГц для графического процессора и 22120 МГц для чипов памяти GDDR6X. Оверклокинг графического адаптера не проходит бесследно: температура GPU повышается до 77.2℃, а температура памяти — до 84℃. При этом вентиляторы системы охлаждения остаются работать на примерно такой же скорости. Еще больше за разрешенную границу, декларируемую прошивкой BIOS на значении в 365 Вт, выходит энергопотребление. Оно уже составляет практически 380 Вт, с которым система охлаждения GeForce RTX 3080 Ti GamingPro справляется достойно.

Тестирование

Для GeForce RTX 3080 Ti NVIDIA установила рекомендованные частоты работы 1365-1665 МГц и уровень TDP 350 Вт, и это очень странно. Странно на фоне того, что у RTX 3090 лимит мощности такой же, а у GPU активно больше блоков, частоты больше (да, всего на 30 МГц, но по факту) и плюс чипов видеопамяти вдвое больше. По фундаментальному закону сохранения энергии мощность не может уйти в никуда, и тут либо NVIDIA для RTX 3080 Ti отбирает чипы ужасающего качества с плохим КПД, либо реальные частоты RTX 3080 Ti будут существенно выше.

К нам на Тест’О’дром заехала версия без заводского разгона, функционирующая при стоковых частотах с стоковым 350-ваттным лимитом мощности. К удивлению, OC-версии RTX 3080 Ti GamingPro вообще не существует, хотя в ассортименте есть разогнанные RTX 3090 и RTX 3080 GamingPro, а также разогнанные RTX 3080 Ti в исполнении GameRock.

Как обычно начинаем с полного стока и изучения работы системы охлаждения, и сразу же скажу, что я сильно удивлён. Я ожидал температурных показателей печальных – около или чуть меньше уровня RTX 3090, но получилось иначе. При стрессовой нагрузке в FurMark ядро как максимум прогрелось до 70 градусов, при этом потенциал системы охлаждения был задействован всего на 45% (около 1800 об/мин) – просто изумительный показатель! Память прогрелась до 84 градусов (для GDDR6X плохо, когда 100+ °C). Частота GPU постоянно колебалась в пределах 1710-1725 МГц.

Жаль, что нет температурного датчика на VRM-узле. Как Palit вообще это сделала? Там же прямо в DrMOS-сборки датчик встроен. Скорее всего он по факту есть, но его показания нельзя посмотреть «народными» утилитами. Со снятым бэкплейтом в самой горячей точке мы намеряли 82 градуса пирометром.

В имитирующих игровую нагрузку 3DMark Fire Strike и Fire Strike Extreme температурные показатели были аналогичны, как в общем-то и обороты пропеллеров. Частоты «простреливали» до 1965-1980 МГц, но зачастую держались на отметке около 1900 МГц. По оценке графики карта набрала 44 166 баллов в обычной и 23 395 в Extreme-версии.

Изучение разгонного потенциала и работы охлаждения в более суровых условиях стартует с OC Scanner – инструмента для автоматического определения наличия дополнительных мегагерц. С недавних пор он научился ещё и пытаться (слово подходящее) разгонять видеопамять.

Впечатляющим прирост не назвать. +48 МГц по ядру и жалкие 400 МГц (стало 19,4 ГГц GDDR6X-эффективных). Такой уж он OC Scanner – ближайший родственник «Средства устранения неполадок Windows».

В ручном режиме пошло намного веселее. Номинальная частота графического процессора выросла на 145 МГц, а частота памяти… вот тут я натурально оху был обескуражен. До этого у нас на обзоре побывали несколько RTX 3080 и RTX 3090, и все они толкались +- на 20-21 ГГц. То ли дело в RTX 3080 Ti, то ли нам попался небывало удачный образец, но с 19 ГГц память ушла на 22,6 ГГц.

Вместе с тем общая пропускная способность памяти выросла с 912 ГБ/с до 1085 ГБ/с – абсолютно рекордный показатель среди игровых/околоигровых видеокарт. Это даже больше, чем у Radeon VII (1024 ГБ/с).

Что правда, на производительности это сказалось по-разному. Результат в Fire Strike вырос с 44 166 до 45 157 баллов (+2%), а в Fire Strike Extreme – с 23 395 до 24 578 (+5%). Дело в том, что изначальная пропускная способность памяти и без того с огромным запасом, упор идёт в графический процессор. Конечно, разгон памяти свою лепту внёс, но львиная доля прироста – это заслуга GPU.

Добавочные частоты абсолютно не сказались на поведении системы охлаждения. Те же около 70 °C при около 45% оборотов «карлсонов».

Остаётся лишь добавить, что писк дросселей и какие-либо другие посторонние шумы от Palit GeForce RTX 3080 Ti GamingPro полностью отсутствуют.

За, против, вердикт

Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC получилась отменной видеокартой. RTX 3070 в исполнении GameRock тоже замечательная, но с некоторыми нюансами. RTX 3090 GameRock – не слишком приятная в использовании из-за того, что это вообще RTX 3090. RTX 3080 GameRock по системе охлаждения и плате идентичная старшей модели, но за счет куда меньшего уровня тепловыделения не получила негативные стороны RTX 3090, сохранив одни плюсы.

В целом, к видеокарте вообще нет претензий. Всё сделано на высшем уровне от и до. Признаков экономии нет, схема питания не упрощена относительно референса, система охлаждения грамотно сконструирована и качественно выполнена. Радиатор и вовсе такой, будто Noctua делала. Посторонние шумы, такие как писк дросселей, полностью отсутствуют.

Если уж докапываться, можно посетовать на датчик температуры на VRM-узле, показания которого нельзя посмотреть привычными популярными утилитами. При том его температура оказалась невелика – 73 градуса как максимум в FurMark с снятым бэкплейтом.

В конечном итоге Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC получает награду “Выбор редакции”. Это действительно сбалансированная видеокарта без упрощений, косяков, и с знатным разгоном из коробки.

Хорошо:

  • Один из наибольших заводских разгонов GPU среди RTX 3080;
  • Есть немного дополнительного потенциала;
  • Бэкплейт участвует в охлаждении;
  • Есть жёсткость конструкции (и подпорка в комплекте!);
  • Два VGA-BIOS с разными лимитами TDP;
  • Вентиляторы могут полностью останавливаться;
  • Отличные шумо- температурные характеристики;
  • Интересный внешний вид с ARGB-подсветкой;
  • Посторонние шумы полностью отсутствуют.

Не хорошо:

Недостатков не обнаружено.


По страницам

Характеристики

Предупреждения
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ У данной видеокарты отсутствуют аналоговые видеовыходы! Подключение возможно только по цифровым интерфейсам, дешевые переходники не подойдут! Используйте конвертеры, в зависимости от того, что есть в избытке на видеокарте.конвертеры DP/DVI-D/HDMI-VGA
Основные характеристики
Производитель PALIT
Серия Gaming Pro
Модель RTX3080 Gaming Pro OC 10G (NED3080S19IA-132AA)найти похожую видеокарту
Тип оборудования Игровая видеокарта
Видеокарта с ограничением LHR Без поддержки LHR
Графический процессор
GPU GeForce RTX 3080
Техпроцесс 8 нм
Частота GPU 1740 МГц максимум в режиме GPU Boost, 1440 МГц максимум в базовом режиме (OC Edition)
Кол-во шейдерных процессоров 8704
Память видеокарты
Видеопамять 10 Гб
Тип видеопамяти GDDR6X
Разрядность шины видеопамяти 320 бит
Частота видеопамяти 19000 МГц
Отличительные особенности
Подсветка видеокарты Palit RGB Sync, многоцветная подсветка центральной части
VR Ready Да
Поддержка вычислений общего назначения на GPU DirectCompute 11, NVIDIA PhysX, CUDA, CUDA C++, OpenCL
Поддержка PhysX Есть
Поддержка API DirectX 12, OpenGL 4.6
Технологии DSR (динамическое суперразрешение), GPU Boost (динамическое изменение тактовой частоты процессора), MFAA (многокадровое сглаживание), NVIDIA G-SYNC (плавный вывод кадров на монитор), NVIDIA PhysX-ready (использование более слабой видеокарты в качестве вспомогательного GPU), NVIDIA Ansel (создание игровых фотографий профессионального качества), NVIDIA GameStream-Ready (возможность трансляции игрового процесса на мобильные устройства), Real-Time Ray Tracing (технология трассировки лучей)
Поддержка мониторов
Порты 3 выхода DisplayPort v1.4, HDMI 2.1конвертеры DP/DVI-D/HDMI-VGAпорты
Макс. кол-во подключаемых мониторов 4, с возможностью объединения до 3 дисплеев в 3D Vision Surround
Максимальное разрешение экрана 7680 x 4320 @60 Гц при подключении к DisplayPort, 4096 x 2160 @60 Гц при подключении к HDMI
Поддержка HDCP Есть
Охлаждение
Охлаждение видеокарты Активное охлаждение
Название системы охлаждения Проприетарное охлаждение
Конструкция системы охлаждения Двухслотовая система охлаждения
Питание
Разъем питания 8 pin+8 pinподходящие переходники питания
Рекомендуемая мощность блока питания 750 Ваттподходящие к видеокарте БП
Потребление энергии 320 Вт
Совместимость
Поддержка ОС Windows 10 (только 64 bit), Linux, FreeBSD
Длина 294 мм
Интерфейс PCI Express 4.0 16x (совместим с PCI Express 3.x/2.x/1.х)
Прочие характеристики
Вывод звука видеокарты NVIDIA HDMI audio
Логистика
Размеры упаковки (измерено в НИКСе) 37.85 x 21.2 x 9.83 см
Вес брутто (измерено в НИКСе) 1.8 кг

Упаковка и комплект поставки

Видеокарта GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC поставляется в картонной коробке с привлекательным оформлением, напоминающим о том, что перед нами представитель флагманской серии. Отдельный акцент сделан на наличие ARGB-подсветки с возможностью синхронизации с остальными компонентами ПК. Дополняет преимущества GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC заводской разгон производителя. 

Графический ускоритель GeForce RTX 3080 Ti GamingPro, напротив, имеет более простое, но от этого не менее интересное оформление упаковки. Присутствует изображение самой видеокарты, дающее представление о том, что в ней также имеется светодиодная подсветка, пусть и в более скромном исполнении.

В комплектацию GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC, помимо самого графического ускорителя, входит:

  • руководство пользователя;
  • календарь на 2021 год;
  • пластиковый упор с шестью крепежными винтами;
  • кабель-переходник дополнительного питания 2*6-пин > 8-пин;
  • кабель +5В RGB для синхронизации подсветки.

Вместе с видеокартой GeForce RTX 3080 Ti GamingPro пользователь обнаружит:

  • руководство пользователя;
  • календарь на 2021 год;
  • пластиковый упор с шестью крепежными винтами;
  • кабель-переходник дополнительного питания 2*6-пин > 8-пин.

GeForce RTX 3080 и GPU GA102-200

Про новшества и общие особенности архитектуры NVIDIA Ampere, про новые RT-, Tensor-ядра и про многое другое было рассказаны в первом обзоре, посвященном видеокартам NVIDIA 3000-ой серии. В этом разделе речь пойдёт только про GeForce RTX 3080 и технические детали графического процессора GA102-200 без оглядки на то, сколь хорошая/нет получилась именно Palit GeForce RTX 3080 GameRock OC.

В основе GeForce RTX 3080 лежит графический процессор GA102, который также используется в GeForce RTX 3090. Подобно всем другим графическим процессорам серии GeForce RTX 3000, GA102-200 выполнен по 8-нм техпроцессу на мощностях контрактного чипмейкера Samsung. Скорее всего, в будущем, когда насобирается достаточное количество полуживых чипов, NVIDIA и RTX 3070 переведёт на сильно урезанную модификацию GA102.

В обоих видеокартах применяется неполноценная версия графического процессора, но у младшей модели он урезан примерно на 20%. Забегая наперёд, на те же ~20% она менее производительна. Полновесная версия ядра GA102 содержит семь кластеров GPC, в каждом из которых по 12 SM-блоков, в каждом из которых по 128 блоков FP32 (считай CUDA-ядер). У RTX 3090 в одном из GPC деактивированы два SM, и в итоге активны 10 496 CUDA-ядер.

В свою очередь у RTX 3080 графический процессор «порезан» интересно. Здесь полностью деактивирован один кластер GPC, а из оставшихся кластеров только у двух включены все 12 SM. У прочих по 10 SM. В конечном итоге GeForce RTX 3080 имеет 68 SM, что эквивалент 8 704 CUDA-ядрам.

С одним GPC-кластером пропал и один 64-битный контроллер памяти. Шина памяти сократилась с 384-битной до 320-битной, но это не единственное отличие по подсистеме памяти. GeForce RTX 3080 получила 10-гигабайтный видеобуфер GDDR6X с эффективной частотой 19 ГГц. У RTX 3090 память чуть быстрее – 19,5 ГГц. В конечном счёте пропускная способность подсистемы памяти RTX 3080 достигает 760 ГБ/с.

К удивлению, несмотря на одинаковую модель GPU, старшая RTX 3090 поддерживает SLI-режим, а RTX 3080 уже нет, хотя до этого RTX 2080 и RTX 2070 Super поддерживали работу в тандеме. Впрочем, всё это практического смысла не имеет. C 1 января этого года NVIDIA больше не предоставляет SLI-профили для игр. Работа двух видеокарт вместе возможна через API DirectX 12 и Vulkan, если непосредственно разработчики игры заходят потратить силы на реализацию (скорее нет). Конечно же, в математических задачах несколько видеокарт по-прежнему могут работать без всяких SLI-профилей в нативном режиме.

Собственные модели в исполнении Founders Edition чипмейкер производит, но как обычно куда более богатый ассортимент моделей предоставили AIB-партнёры.

В контексте знакомства с RTX 3080 нельзя не упомянуть одну неприятную ситуацию. У референсной версии Founders Edition на оборотной стороне GPU распаяны 20 конденсаторов керамических (MLCC) и 4 алюминиевых полимерных (SP-CAP). Некоторые AIB-партнёры в желании сэкономить три копейки распаивали конденсаторы попроще, что приводило к нестабильной работе, если частота свыше 2 ГГц (а до 2 ГГц «простреливает» почти каждая RTX 3080). NVIDIA решила проблему «костылём» – просто ограничив частоту на уровне драйвера. Справедливости ради, производители видеокарт быстро выпустили обновленные ревизии GeForce RTX 3080. Palit в числе рьяных экономистов не фигурировала. Palit вообще сэкономить любители, но делают это грамотно.

Ну и в завершение раздела напомню, что вроде как NVIDIA готовит GeForce RTX 3080 с удвоенным 20-гигабайтным видеобуфером. Но здесь ситуация меняется буквально каждую неделю в стиле “может будет, а может и не будет, а может и не может”.

Внешний вид и особенности

С фирменным оформлением «Ослепительный ангел» видеокарта GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC вызывает восхищение с первых минут распаковки. Вместе с этим непередаваемые ощущения появляются сразу после того, как берешь графический адаптер в руки. Солидный вес и габариты 304 х 136 х 60 мм намекают на то, что перед нами видеокарта топового уровня.

Не менее интересно GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC оформлена и с тыльной стороны, где она оборудована металлическим бэкплейтом со сквозными отверстиями для продува радиатора СО третьим вентилятором. При этом сама металлическая пластина также украшена стильным рисунком и надписью GameRock.

Видеокарта GeForce RTX 3080 Ti GamingPro имеет более скромный внешний вид, хотя в оформлении этого графического адаптера также чувствуется определенный стиль. Чего только стоит алюминиевая накладка на кожух системы охлаждения видеокарты, которая одновременно служит решеткой для центрального и правого вентиляторов. Видеокарта GeForce RTX 3080 Ti GamingPro имеет габариты 294 х 112 х 60 мм, что ненамного меньше, чем у той же GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC. 

С тыльной стороны печатную плату GeForce RTX 3080 Ti GamingPro защищает массивный бэкплейт, выполненный из металла. Отверстия для сквозного продува радиатора СО третьим вентилятором выполнены в виде пчелиных сот.

Нагляднее всего разница между GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC и GeForce RTX 3080 Ti GamingPro заметна, если расположить видеокарты вместе. Невооруженным глазом сразу становится видно, насколько один графический ускоритель выше другого за счет более массивной системы охлаждения.

Особый изыск внешнему виду GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC придают металлические рамки кожуха системы охлаждения. С помощью них производитель ограничивает и очерчивает общий силуэт видеокарты. При этом кожух системы охлаждения у GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC спроектирован таким образом, чтобы нагретый воздух мог спокойно выходить сверху и снизу печатной платы.

Кожух системы охлаждения GeForce RTX 3080 Ti GamingPro чуть более закрыт, хотя и он оставляет пространство для вентиляции. В отличии от старшей видеокарты, здесь кожух СО выполнен целиком из пластика. Из металла только декоративная накладная решетка в области второго и третьего вентиляторов.

Для вывода изображения GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC и GeForce RTX 3080 Ti GamingPro располагают одним HDMI 2.1 и тремя DisplayPort 1.4a. Установленные в один ряд порты оставляют много свободного места для вентиляционных отверстий.

Принципиально видеокарты GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC и GeForce RTX 3080 Ti GamingPro отличает между собой количество дополнительных разъемов питания. У видеокарты GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC распаяно три 8-пин, а максимально допустимое энергопотребление на уровне BIOS ограничено значением в 440 Вт. Графический адаптер GeForce RTX 3080 Ti GamingPro довольствуется лишь двумя 8-пин и предельно разрешенным энергопотреблением в 365 Вт. 

При этом GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC наделена еще двумя прошивками BIOS и переключателем между ними на тыльной стороне печатной платы. Положение переключателя в режим «Perfomance» позволяет видеокарте работать с типичным энергопотреблением в 400 Вт, которое может быть программно расширено максимум до 440 Вт. Более тихий режим «Silent» делает работу вентиляторов графического ускорителя более спокойной, но и ограничивает энергопотребление видеокарты до 370 и 400 Вт соответственно.

Также на верхнем торце GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC можно обнаружить 3-контактный разъем для кабеля светодиодной подсветки, который идет в комплекте с видеокартой. С помощью него пользователь может синхронизировать световые эффекты GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC с материнской платой, обладающей разъемом +5В RGB.

За, против, вердикт

Поскольку это первое знакомство с GeForce RTX 3080 Ti, разумно будет подвести итоги отдельно по RTX 3080 Ti и отдельно по исполнению Palit GamingPro. Начнём с того, годная ли получилась модель в общем.

RTX 3080 Ti – это RTX 3090, от которой отрезали половину видеопамяти. Пошло ли это ей на пользу? – безусловно. Ничтожная разница в характеристиках GPU привела к тому, что производительность пострадала едва-едва заметно, а местами младшая модель даже опережает старшую. Это стало возможно из-за вдвое меньшего количества чипов видеопамяти, уровень TDP остался неизменным, как следствие больше бюджета мощности отдаётся на графический чип. Хотя номинально частоты RTX 3080 Ti на 30 МГц меньше, де-факто они больше.

И всё же я считаю, что GeForce RTX 3080 Ti требует переоценки. Как было сказано в самом первом абзаце, между RTX 3080 и RTX 3090 разница в производительности около 10%, в цене все 115%. RTX 3080 Ti обеспечивает те же ~+8% относительно RTX 3080, а стоит на 70% больше. Стало лучше, но недостаточно лучше. Я понимаю, что по мере продвижения по модельному ряду вверх каждый кадр в секунду начинает стоить всё дороже и дороже, как у автомобилей каждая последующая лошадиная сила двигателя, но должны же быть разумные границы.

Для утверждения позиции предлагаю взглянуть в недалёкое прошлое. И нет, не на middle-сегмент, где цифры были бы для меня намного удобнее. Всё по-честному – на флагманские предложения и прямых предшественников – RTX 2080 и RTX 2080 Ti. Отличие в рекомендованной цене ~42% ($700 и $1000), в производительности примерно 20%. Чувствуется разница? Там, где раньше нахлобучивали в 2 раза, теперь почти в 8. В 8 раз! Именно поэтому GeForce RTX 3080 Ti требует переоценки и серьёзного снижения рекомендованной стоимости.

В контексте данного обзора также стоит упомянуть, что NVIDIA недавно существенно обновила GeForce Experience, в которое добавилась автоматическая оптимизация рабочих приложений с ускорением на видеокартах NVIDIA RTX посредством тензорных, RT- и CUDA-ядер. Оптимизация происходит «в один клик» – достаточно открыть приложение Experience и нажать соответствующую кнопку. На данный момент поддерживаются с RTX-ускорением.

К сожалению, как и прежде Studio-драйверы с RTX-ускорением и игровые драйверы Game Ready устанавливаются порознь. Переключение между ними «на лету» не предусмотрено.

Что касается конкретно исполнения Palit GamingPro – я удивлён. Тому две ключевые причины. Во-первых, припоминая RTX 3090 GamingPro и её 72-74 градуса при 90% оборотов пропеллеров, я ожидал увидеть примерно тоже самое, учитывая аналогичный флагману 350-ваттный уровень TDP. Но «тишка» показала 69-70 °C при 42-45% оборотов. Если RTX 3090 была горячая и шумная, то RTX 3080 Ti воспринимается уже как нормальная видеокарта с адекватными шумо-температурными параметрами.

Вторая причина – разгон. Частоты графического процессора выросли не сильно: если в стоке были «прострелы» до 1980 МГц, то в разгоне уже до 2115 МГц. А вот память показала ну просто чудеса, разогнавшись с 19 ГГц до 22,6 ГГц, увеличив пропускную способность до 1085 ГБ/с. На данный момент это рекордный среди протестированных видеокарт RTX 3000 показатель, обычно топчущихся около 21 ГГц. Что правда, это обеспечило лишь 5% прироста фактической производительности, да и то в лучшем случае. Просто RTX 3080 Ti упирается в чип, а не подсистему памяти, но столь впечатляющий разгон памяти нельзя не отметить.

Хорошо:

  • Скромные по современным меркам габариты (2,7 слота, 294 мм длины);
  • Конструкция жёсткая, со временем «винтом» не пойдёт;
  • Температуры VRM-узла, памяти, графического процессора;
  • Невысокий уровень шума с учётом 350 Вт потребления;
  • Вентиляторы полностью останавливаются при температуре менее 60 °C;
  • Металлическая тыльная пластина принимает участие в охлаждении;
  • Великолепный оверклокерский потенциал памяти, средний GPU;
  • Есть ARGB-подсветка;
  • В комплекте поставки есть подпорка;
  • Посторонние шумы отсутствуют.

Не хорошо:

Упрощение платы по сравнению с референсом.


По страницам

Тестирование в играх

NVIDIA GeForce RTX 3080 – чрезвычайно мощная видеокарта для «народного» разрешения 1920 х 1080, да и непосредственно чипмейкер приводил результаты тестов как минимум в 2560 х 1440. В нашем случае тестирование проводилось при разрешении QWHD (2560 х 1440) и 4К (3840 х 2160), и дополнительно в паре игр с «лучами» пресловутыми – с активным RayTracing.

Borderlands 3 (DX11)

Borderlands 3 базируется на доработанной версии движка Unreal Engine 4. Она может использовать как API DirectX 12, так и DX11. В нашем случае тестировалась DX11-версия.

Assassin’s Creed Odyssey (DX11)

Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором также базируется предыдущая часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.

Control (DX12)

Control базируется на совершенно новом движке Northlight от студии Remedy. Игра может использовать как API DirectX 12, так и DX11, также поддерживает трассировку лучей в реальном времени (NVIDIA RTX) и сглаживание DLSS. В нашем случае активен DX12, а RTX и DLSS отключены.

Metro Exodus (DX12)

В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.

Shadow of the Tomb Raider (DX12)

Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.

The Witcher 3 (DX11)

Третья часть саги о похождениях Геральта вышла в 2015, но и по сей день представляет собой вызов для компьютерного «железа». Лежащий в основе движок REDengine 3 был специально разработан для игр с открытым миром. Он использует API DirectX 11 с тесселяцией и рядом эффектов постобработки. Из соображений нейтральности технология HairWorks была отключена.

DOOM Eternal (Vulkan)

Основанная на движке id Tech 7, DOOM Eternal работает исключительно с API Vulkan. Игра великолепно оптимизирована. Стабильно высокий fps показывают все видеокарты даже на предустановке Ultra Nightmare, на которой тестирование и проводилось.

Печатная плата

Видеокарта GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC построена на печатной плате переработанного дизайна и заметно выше референсной. В глаза сразу бросаются контрольные точки замера напряжений, а также плотная компоновка силовой обвязки. Система питания здесь организована по 20-фазной схеме, где 17 фаз отводятся для графического процессора Ampere GA102-225-A1, а 3 фазы — для чипов памяти GDDR6X. 

Для управления питанием графического процессора используются два ШИМ-контроллера NCP81611 и NCP81610 производства On Semiconductor. За контроль фаз питания памяти отвечает один контроллер NCP81611 производства uPI Semiconductor. Все они располагаются с тыльной стороны печатной платы сразу под тремя силовыми разъемами 8-пин.

Графический адаптер GeForce RTX 3080 Ti GamingPro довольствуется немного упрощенной силовой обвязкой, представленной 17 фазами питания, что на одну фазу питания меньше, чем у референсной GeForce RTX 3080 Ti FE. Силовая обвязка предполагает 14 фаз питания для графического процесора Ampere GA102-225-A1 и 3 фазы для чипов памяти GDDR6X.

Управление силовой обвязкой GeForce RTX 3080 Ti GamingPro возложено на пару контроллеров NCP81611 и NCP81610 (для графического процессора) и один NCP81611 (для чипов памяти GDDR6X) производства On Semiconductor. 

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.