Palit geforce rtx 3080 ti gamingpro: обзор. видеокарта требует переоценки

Алан-э-Дейл       10.04.2022 г.

Игровая производительность

После оценки температур, энергопотребления, шума и оверклокерских возможностей видеокарт мы перешли к вопросу быстродействия графических ускорителей. В первую очередь измерили уровень производительности GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC и GeForce RTX 3080 Ti GamingPro в популярном бенчмарке 3D Mark.

Также посмотрели на быстродействие GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC и GeForce RTX 3080 Ti GamingPro в пяти популярных играх со встроенными бенчмарками. Использовали только ультра-настройки графики и три популярных разрешения: 3840*2160, 2560*1440 и 1920*1080.

Во всех случаях видеокарта GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC оказалась быстрее GeForce RTX 3080 Ti GamingPro за счет расширенных лимитов энергопотребления и более эффективной системы охлаждения. Но если говорить в целом, то оба графических адаптера продемонстрировали высокий уровень игровой производительности.

Тестирование в играх

NVIDIA GeForce RTX 3080 – чрезвычайно мощная видеокарта для «народного» разрешения 1920 х 1080, да и непосредственно чипмейкер приводил результаты тестов как минимум в 2560 х 1440. В нашем случае тестирование проводилось при разрешении QWHD (2560 х 1440) и 4К (3840 х 2160), и дополнительно в паре игр с «лучами» пресловутыми – с активным RayTracing.

Borderlands 3 (DX11)

Borderlands 3 базируется на доработанной версии движка Unreal Engine 4. Она может использовать как API DirectX 12, так и DX11. В нашем случае тестировалась DX11-версия.

Assassin’s Creed Odyssey (DX11)

Assassin’s Creed Odyssey использует движок AnvilNext 2.0 от Ubisoft, на котором также базируется предыдущая часть саги о ассассинах, а также Wildlands. Используется API DirectX 11. Игра сильно процессорозависима.

Control (DX12)

Control базируется на совершенно новом движке Northlight от студии Remedy. Игра может использовать как API DirectX 12, так и DX11, также поддерживает трассировку лучей в реальном времени (NVIDIA RTX) и сглаживание DLSS. В нашем случае активен DX12, а RTX и DLSS отключены.

Metro Exodus (DX12)

В основе Metro Exodus лежит эксклюзивный движок 4A Engine, являющийся демонстратором передовых графических технологий. Поддерживается только DirectX 12, а также есть поддержка технологий NVIDIA RTX, DLSS и HairWorks. В этом тесте эксклюзивные технологии NVIDIA деактивированы.

Shadow of the Tomb Raider (DX12)

Игра базируется на усовершенствованной версии движка Foundation от Eidos Montreal. Поддерживается только API DirectX 12.

The Witcher 3 (DX11)

Третья часть саги о похождениях Геральта вышла в 2015, но и по сей день представляет собой вызов для компьютерного «железа». Лежащий в основе движок REDengine 3 был специально разработан для игр с открытым миром. Он использует API DirectX 11 с тесселяцией и рядом эффектов постобработки. Из соображений нейтральности технология HairWorks была отключена.

DOOM Eternal (Vulkan)

Основанная на движке id Tech 7, DOOM Eternal работает исключительно с API Vulkan. Игра великолепно оптимизирована. Стабильно высокий fps показывают все видеокарты даже на предустановке Ultra Nightmare, на которой тестирование и проводилось.

Конфигурация тестового стенда

Процессор Intel Core i7-11700k
Материнская плата

Gigabyte Z590i Aorus Ultra 

Система охлаждения Noctua NH-U12S Chromax.black
Термоинтерфейс Arctic MX-2
Оперативная память G.Skill Trident Z Royal DDR4-4266 2*8Gb
Накопитель M.2 SSD Samsung 970 Pro 512 Гб
Блок питания Corsair RM850x мощностью 850 Вт
Монитор TV LG, 47″, 1920×1080, 2560×1440/3840×2160 (DSR)
Система Windows 10 Pro 64-bit 20H2
Драйвера NVIDIA 471.11 WHQL

Для тестирования видеокарт GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC и GeForce RTX 3080 Ti GamingPro мы использовали стенд на базе игрового процессора Intel Core i7-11700k.

Оперативная память G.Skill Trident Z Royal с двумя модулями по 8 Гб функционировала в режиме DDR4-3200 с таймингами 14-14-14-34 1Т.

Тестирование

Для GeForce RTX 3080 Ti NVIDIA установила рекомендованные частоты работы 1365-1665 МГц и уровень TDP 350 Вт, и это очень странно. Странно на фоне того, что у RTX 3090 лимит мощности такой же, а у GPU активно больше блоков, частоты больше (да, всего на 30 МГц, но по факту) и плюс чипов видеопамяти вдвое больше. По фундаментальному закону сохранения энергии мощность не может уйти в никуда, и тут либо NVIDIA для RTX 3080 Ti отбирает чипы ужасающего качества с плохим КПД, либо реальные частоты RTX 3080 Ti будут существенно выше.

К нам на Тест’О’дром заехала версия без заводского разгона, функционирующая при стоковых частотах с стоковым 350-ваттным лимитом мощности. К удивлению, OC-версии RTX 3080 Ti GamingPro вообще не существует, хотя в ассортименте есть разогнанные RTX 3090 и RTX 3080 GamingPro, а также разогнанные RTX 3080 Ti в исполнении GameRock.

Как обычно начинаем с полного стока и изучения работы системы охлаждения, и сразу же скажу, что я сильно удивлён. Я ожидал температурных показателей печальных – около или чуть меньше уровня RTX 3090, но получилось иначе. При стрессовой нагрузке в FurMark ядро как максимум прогрелось до 70 градусов, при этом потенциал системы охлаждения был задействован всего на 45% (около 1800 об/мин) – просто изумительный показатель! Память прогрелась до 84 градусов (для GDDR6X плохо, когда 100+ °C). Частота GPU постоянно колебалась в пределах 1710-1725 МГц.

Жаль, что нет температурного датчика на VRM-узле. Как Palit вообще это сделала? Там же прямо в DrMOS-сборки датчик встроен. Скорее всего он по факту есть, но его показания нельзя посмотреть «народными» утилитами. Со снятым бэкплейтом в самой горячей точке мы намеряли 82 градуса пирометром.

В имитирующих игровую нагрузку 3DMark Fire Strike и Fire Strike Extreme температурные показатели были аналогичны, как в общем-то и обороты пропеллеров. Частоты «простреливали» до 1965-1980 МГц, но зачастую держались на отметке около 1900 МГц. По оценке графики карта набрала 44 166 баллов в обычной и 23 395 в Extreme-версии.

Изучение разгонного потенциала и работы охлаждения в более суровых условиях стартует с OC Scanner – инструмента для автоматического определения наличия дополнительных мегагерц. С недавних пор он научился ещё и пытаться (слово подходящее) разгонять видеопамять.

Впечатляющим прирост не назвать. +48 МГц по ядру и жалкие 400 МГц (стало 19,4 ГГц GDDR6X-эффективных). Такой уж он OC Scanner – ближайший родственник «Средства устранения неполадок Windows».

В ручном режиме пошло намного веселее. Номинальная частота графического процессора выросла на 145 МГц, а частота памяти… вот тут я натурально оху был обескуражен. До этого у нас на обзоре побывали несколько RTX 3080 и RTX 3090, и все они толкались +- на 20-21 ГГц. То ли дело в RTX 3080 Ti, то ли нам попался небывало удачный образец, но с 19 ГГц память ушла на 22,6 ГГц.

Вместе с тем общая пропускная способность памяти выросла с 912 ГБ/с до 1085 ГБ/с – абсолютно рекордный показатель среди игровых/околоигровых видеокарт. Это даже больше, чем у Radeon VII (1024 ГБ/с).

Что правда, на производительности это сказалось по-разному. Результат в Fire Strike вырос с 44 166 до 45 157 баллов (+2%), а в Fire Strike Extreme – с 23 395 до 24 578 (+5%). Дело в том, что изначальная пропускная способность памяти и без того с огромным запасом, упор идёт в графический процессор. Конечно, разгон памяти свою лепту внёс, но львиная доля прироста – это заслуга GPU.

Добавочные частоты абсолютно не сказались на поведении системы охлаждения. Те же около 70 °C при около 45% оборотов «карлсонов».

Остаётся лишь добавить, что писк дросселей и какие-либо другие посторонние шумы от Palit GeForce RTX 3080 Ti GamingPro полностью отсутствуют.

Температуры, шум, энергопотребление и разгон

Оценивая работу видеокарт на практике, начать хочется с более интересного варианта в лице GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC. Особенностью этой модели является наличие двух прошивок BIOS, отличающихся между собой допустимыми лимитами энергопотребления и тактовыми частотами графического процессора. С прошивкой «Perfomance» видеокарте доступен лимит в 400/440 Вт, а заявленная Boost-частота GPU может составлять 1725-1950 МГц. Переключение на вторую прошивку «Silent» ограничит аппетиты GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC до 370/400 Вт соответственно, а Boost-частота графического процессора будет в рамках 1680-1935 МГц. 

Работа GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC в состоянии покоя системы выражается в полной остановке вентиляторов системы охлаждения видеокарты. Технология «0-dB tech» работает корректно, сохраняя ресурс службы вертушек при низких температурах графического процессора и памяти видеокарты.

Запускаем на полный экран стресс-тест Furmark и получаем на GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC стабильный буст GPU до 1875 МГц. Температура графического процессора в пике составляет 75℃, а нагрев чипов памяти не превышает 80℃. Отличная эффективность системы охлаждения видеокарты, учитывая, что энергопотребление в районе 417 Вт. При 63% вращения вентиляторов шумомер регистрирует шум в диапазоне 40,5-41 дБА с расстояния в 30 см.

Выкручиваем лимит энергопотребления GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC до максимальных 440 Вт и приступаем к разгону видеокарты. Стабильная работа стресс-теста Furmark сохраняется при работе GPU на частоте 1950 МГц, а чипов памяти GDDR6X — на 21400 МГц. При этом температура графического процессора остается после разгона на том же уровне в 75℃, растет лишь нагрев чипов памяти до 82℃. По энергопотреблению GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC уже уходит в район 422 Вт. Шум от работы системы охлаждения видеокарты не меняется после разгона, поскольку вентиляторы СО вращаются под нагрузкой в том же диапазоне скоростей.

Переходим к GeForce RTX 3080 Ti GamingPro и сразу видим, что эту видеокарту производитель ограничил более жесткими рамками энергопотребления. Графический адаптер имеет только одну прошивку BIOS с лимитами в 350/365 Вт, а Boost-частота GPU под нагрузкой может варьироваться в диапазоне 1665-1935 МГц. 

В простое GeForce RTX 3080 Ti GamingPro оказывается немного горячее GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC, что в принципе логично, учитывая более простую систему охлаждения графического адаптера. Но в целом система охлаждения GeForce RTX 3080 Ti GamingPro позволяет видеокарте задействовать технологию «0-dB tech» в виде полной остановки вентиляторов. 

Нагружаем GeForce RTX 3080 Ti GamingPro с помощью Furmark и получаем стабильный буст GPU на уровне 1770 МГц. При этом температура графического процессора составляет 76,5℃, а температура чипов памяти GDDR6X — 82℃. Для удержания такого температурного режима видеокарта раскручивает вертушки СО до 57% или 2215 об/мин. При этом шумомер с расстояния в 30 см не регистрирует значения выше 39-39,5 дБА. По энергопотреблению GeForce RTX 3080 Ti GamingPro выходит за разрешенную границу в 350 Вт, забирая на себя практически 364 Вт.  

Разгон GeForce RTX 3080 Ti GamingPro дает свои плоды после сдвига лимита энергопотребления в максимальное разрешенное значение в 365 Вт. Стабильная работа видеокарты при полноэкранном стресс-тесте Furmark сохраняется при Boost-частоте 1830 МГц для графического процессора и 22120 МГц для чипов памяти GDDR6X. Оверклокинг графического адаптера не проходит бесследно: температура GPU повышается до 77.2℃, а температура памяти — до 84℃. При этом вентиляторы системы охлаждения остаются работать на примерно такой же скорости. Еще больше за разрешенную границу, декларируемую прошивкой BIOS на значении в 365 Вт, выходит энергопотребление. Оно уже составляет практически 380 Вт, с которым система охлаждения GeForce RTX 3080 Ti GamingPro справляется достойно.

Характеристики

Предупреждения
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ У данной видеокарты отсутствуют аналоговые видеовыходы! Подключение возможно только по цифровым интерфейсам, дешевые переходники не подойдут! Используйте конвертеры, в зависимости от того, что есть в избытке на видеокарте.конвертеры DP/DVI-D/HDMI-VGA
Основные характеристики
Производитель Palit
Серия Gaming Pro
Модель RTX3080 Ti GamingProнайти похожую видеокарту
Тип оборудования Игровая видеокарта
Видеокарта с ограничением LHR C поддержкой LHR
Графический процессор
GPU GeForce RTX 3080 Ti
Техпроцесс 8 нм
Частота GPU 1665 МГц максимум в режиме GPU Boost, 1365 МГц максимум в базовом режиме
Кол-во шейдерных процессоров 10240
Память видеокарты
Видеопамять 12 Гб
Тип видеопамяти GDDR6X
Разрядность шины видеопамяти 384 бита
Частота видеопамяти 19000 МГц
Отличительные особенности
Подсветка видеокарты Palit RGB Sync, многоцветная подсветка центральной части
Поддержка синхронизации RGB подсветки Palit ARGB Syncоборудование с таким же RGB LED
VR Ready Да
Поддержка вычислений общего назначения на GPU DirectCompute 11, NVIDIA PhysX, CUDA, CUDA C++, OpenCL
Поддержка PhysX Есть
Поддержка API DirectX 12, OpenGL 4.6
Технологии DSR (динамическое суперразрешение), GPU Boost (динамическое изменение тактовой частоты процессора), MFAA (многокадровое сглаживание), NVIDIA G-SYNC (плавный вывод кадров на монитор), NVIDIA PhysX-ready (использование более слабой видеокарты в качестве вспомогательного GPU), NVIDIA Ansel (создание игровых фотографий профессионального качества), NVIDIA GameStream-Ready (возможность трансляции игрового процесса на мобильные устройства), Real-Time Ray Tracing (технология трассировки лучей)
Поддержка мониторов
Порты 3 выхода DisplayPort v1.4, HDMI 2.1конвертеры DP/DVI-D/HDMI-VGAпорты
Макс. кол-во подключаемых мониторов 4, с возможностью объединения до 3 дисплеев в 3D Vision Surround
Максимальное разрешение экрана 7680 x 4320 @60 Гц при подключении к DisplayPort, 4096 x 2160 @60 Гц при подключении к HDMI
Поддержка HDCP Есть
Охлаждение
Охлаждение видеокарты Активное охлаждение
Количество вентиляторов 3 вентилятора
Название системы охлаждения Проприетарное охлаждение
Управление скоростью вентилятора видеокарты Есть, до полной остановки
Конструкция системы охлаждения Трехслотовая система охлаждения
Питание
Разъем питания 8 pin+8 pinподходящие переходники питания
Рекомендуемая мощность блока питания 750 Ваттподходящие к видеокарте БП
Потребление энергии 350 Вт
Совместимость
Поддержка ОС Windows 10 (только 64 bit), Linux, FreeBSD
Длина 294 мм
Интерфейс PCI Express 4.0 16x (совместим с PCI Express 3.x/2.x/1.х)
Прочие характеристики
Вывод звука видеокарты NVIDIA HDMI audio
Логистика
Размеры упаковки (измерено в НИКСе) 37.8 x 21.42 x 9.61 см
Вес брутто (измерено в НИКСе) 1.786 кг

GeForce RTX 3080 Ti и GPU GA102-225

В основе видеокарты GeForce RTX 3080 Ti лежит графический процессор NVIDIA GA102-225. Подобно всем другим GPU серии RTX 3000, он произведён по 8-нм технологическим нормам на мощностях Samsung.

Чипом GA102 NVIDIA действительно может годиться. Он имеет 28 миллиардов транзисторов и на данный момент по транзисторному бюджету является самым ёмким в истории GPU для игровых видеокарт. При том его площадь не слишком велика – 639 мм2. Впрочем, достаточно подробно по этот графический процессор и «фишки» архитектуры Turing, рассказывалось в обзоре RTX 3090. Поэтому вместо переливания из пустого в порожнее лучше сосредоточимся на модификации GA102-225.

NVIDIA GA102-225, как и GA102-300 в составе RTX 3090 – это не полновесная версия. Полный чип насчитывает 10 752 CUDA-ядер и нигде не применяется из экономических соображений. Уж слишком мал процент выхода целиком рабочих GPU с таким большим транзисторным бюджетом. У «трёхсотой» модификации деактивированы 2 SM-блока (активны 10 496 CUDA-, 328 Tensor- и 82 RT-ядра), у модели с суффиксом «225» не работают уже 4 SM. Таким образом, GeForce RTX 3080 Ti получила 10 240 CUDA-, 320 Tensor- и 80 RT-ядер.

В связи с особенностями строения архитектуры Ampere отсечение SM-блоков не обязательно означает урезание шины памяти. Как и старшая модель, RTX 3080 Ti получила полную 384-битную шину данных, но количество видеопамяти было сокращено вдвое – до 12 ГБ. Параллельно из-за снижения частоты памяти с 19,5 ГГц до 19 ГГц чуть-чуть пострадала общая пропускная способность памяти – 936 ГБ/с у RTX 3090 против 912 ГБ/с у новой «тишки». Кроме того, у RTX 3090 используются чипы памяти, рассчитанные на 21 ГГц, но в составе RTX 3090 они зажаты для улучшения температурных характеристик, ведь GDDR6X склонна к перегреву. У RTX 3080 Ti чипов вдвое меньше, и, казалось бы, теоретически можно было бы сделать память побыстрее, но, похоже, NVIDIA хотела, чтобы «на бумаге» RTX 3090 выглядела лучше по каждой характеристике.

В том числе и по частоте работы графического процессора, где у старшей модели есть преимущество. Что правда, это чисто номинальные 30 МГц.

Несмотря на вдвое меньшее количество видеопамяти и чуть меньшую её частоту работы, несмотря на чуть более урезанный GPU с немножко меньшими частотами, вопреки всей логике уровень TDP RTX 3080 Ti остался прежний – 350 ватт. Очень похоже, что фактические частоты GPU всё же будут больше, ведь дополнительная мощность не могла уйти в никуда, если, конечно, NVIDIA не отбирает для RTX 3080 Ti процессоры самого поганого качества.

Источник изображения: Videocardz

Глядя на «сухие» технические характеристики GeForce RTX 3080, RTX 3080 Ti и RTX 3090, всё выглядит так, будто RTX 3080 Ti – это не пере-RTX 3080, а недо-RTX 3090. Если отбросить двойной набор видеопамяти, флагманская карта отличается от Ti-модели настолько слабо, что разницу в производительности в играх/бенчмарках можно списать на погрешность измерений. Собственно, даже заявленная вычислительная мощность отличается несущественно – 34,1 Тфлопс в операциях FP32 против 35,6 Тфлопс.

Стоит также упомянуть, что GeForce RTX 3080 Ti и графический процессор GA102-225 в частности, на нативном уровне без обновлений прошивки поддерживают функцию ResizableBAR. Напомню, эта функция предоставляет процессору прямой доступ ко всему объёму видеопамяти, что в некоторых случаях даёт до 10% прибавки кадровой частоты. Но скорее следует рассчитывать на 3%, да и то не всегда.

Наконец, как упоминалось в предыдущем разделе, GeForce RTX 3080 Ti получила ограничитель майнинга Ethereum. Он урезает хешрейт до 50 MH/s, но только при добыче криптовалют по алгоритму DaggerHashimoto. Производительность в играх, бенчмарках, синтетических и рабочих приложениях, а также при майнинге криптовалют по любым другим алгоритмам, нисколько не пострадала. Остаётся только надеяться, что обход блокировки не будет найден, ну или сама NVIDIA не сольёт беззащитную версию драйвера, как это в своё время случилось с RTX 3060.

Ещё одно отличие RTX 3080 Ti от RTX 3090 заключается в поддержке SLI-режима. Флагманская модель по-прежнему остаётся единственной в семействе, допускающей работу в тандеме.

После теоретического ознакомления переходим ближе к предмету обзора – к Palit GeForce RTX 3080 Ti GamingPro. В традиционной манере начиная с комплекта поставки и упаковки.

Характеристики

Предупреждения
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ У данной видеокарты отсутствуют аналоговые видеовыходы! Подключение возможно только по цифровым интерфейсам, дешевые переходники не подойдут! Используйте конвертеры, в зависимости от того, что есть в избытке на видеокарте.конвертеры DP/DVI-D/HDMI-VGA
Основные характеристики
Производитель Palit
Серия Gaming Pro
Модель RTX3080 Ti GamingProнайти похожую видеокарту
Тип оборудования Игровая видеокарта
Видеокарта с ограничением LHR C поддержкой LHR
Графический процессор
GPU GeForce RTX 3080 Ti
Техпроцесс 8 нм
Частота GPU 1665 МГц максимум в режиме GPU Boost, 1365 МГц максимум в базовом режиме
Кол-во шейдерных процессоров 10240
Память видеокарты
Видеопамять 12 Гб
Тип видеопамяти GDDR6X
Разрядность шины видеопамяти 384 бита
Частота видеопамяти 19000 МГц
Отличительные особенности
Подсветка видеокарты Palit RGB Sync, многоцветная подсветка центральной части
Поддержка синхронизации RGB подсветки Palit ARGB Syncоборудование с таким же RGB LED
VR Ready Да
Поддержка вычислений общего назначения на GPU DirectCompute 11, NVIDIA PhysX, CUDA, CUDA C++, OpenCL
Поддержка PhysX Есть
Поддержка API DirectX 12, OpenGL 4.6
Технологии DSR (динамическое суперразрешение), GPU Boost (динамическое изменение тактовой частоты процессора), MFAA (многокадровое сглаживание), NVIDIA G-SYNC (плавный вывод кадров на монитор), NVIDIA PhysX-ready (использование более слабой видеокарты в качестве вспомогательного GPU), NVIDIA Ansel (создание игровых фотографий профессионального качества), NVIDIA GameStream-Ready (возможность трансляции игрового процесса на мобильные устройства), Real-Time Ray Tracing (технология трассировки лучей)
Поддержка мониторов
Порты 3 выхода DisplayPort v1.4, HDMI 2.1конвертеры DP/DVI-D/HDMI-VGAпорты
Макс. кол-во подключаемых мониторов 4, с возможностью объединения до 3 дисплеев в 3D Vision Surround
Максимальное разрешение экрана 7680 x 4320 @60 Гц при подключении к DisplayPort, 4096 x 2160 @60 Гц при подключении к HDMI
Поддержка HDCP Есть
Охлаждение
Охлаждение видеокарты Активное охлаждение
Количество вентиляторов 3 вентилятора
Название системы охлаждения Проприетарное охлаждение
Управление скоростью вентилятора видеокарты Есть, до полной остановки
Конструкция системы охлаждения Трехслотовая система охлаждения
Питание
Разъем питания 8 pin+8 pinподходящие переходники питания
Рекомендуемая мощность блока питания 750 Ваттподходящие к видеокарте БП
Потребление энергии 350 Вт
Совместимость
Поддержка ОС Windows 10 (только 64 bit), Linux, FreeBSD
Длина 294 мм
Интерфейс PCI Express 4.0 16x (совместим с PCI Express 3.x/2.x/1.х)
Прочие характеристики
Вывод звука видеокарты NVIDIA HDMI audio
Логистика
Размеры упаковки (измерено в НИКСе) 37.8 x 21.42 x 9.61 см
Вес брутто (измерено в НИКСе) 1.786 кг

Упаковка, комплектация

Palit GeForce RTX 3080 Ti GamingPro поставляется в стандартной Palit-овской коробке последних лет. Несмотря на впечатляющий рост качества продукции Palit в последнюю пятилетку, их коробкам по-прежнему не достаёт индивидуальности и фирменного стиля что ли. Вместо описания собственных «фишек» и того, почему именно их видеокарты лучше каких-то других, компания перечисляет фирменные технологии NVIDIA. При этом GamingPro – исполнение не самое простецкое, где есть, про что рассказать.

С другой стороны, покупающий видеокарту за $1200 рекомендованных с большой вероятностью и так знает, что покупает.

С 3000-ой серией видеокарт Palit перестала на коробке давать рекомендации по мощности блока питания, но они приведены на официальной странице. Вполне ожидаемого на фоне идентичного с RTX 3090 350-ваттного TDP, к RTX 3080 Ti также рекомендуется блок мощностью 750 ватт. Указано с перестраховкой на спать поспокойнее, так-то и качественного 650-ваттника хватит за глаза.

Устройство коробки максимально стандартное: внешне цветастая оболочка из тонкого картона, внутри ещё одна коробка из толстого картона, внутри которой видеокарта уложена в мягкую форму и антистатический пакет.

В комплекте поставки нет драйвера на диске – здравое решение, учитывая отсутствие DVD-привода в современных ПК и того факта, что версия драйвера успевает устареть ещё до записи на диск.

Из интересного есть календарик, переходник питания с двух PCI-E Power 6-pin на один 8-контактный (так и вижу, как есть на видеокарту за очень много, но нет на блок питания за хотя бы $60) и SAG Holder – кронштейн-поддержка для видеокарты. Многие современные корпуса предусматривают подпорку, но далеко не всё. А вещь совсем не лишняя! С учётом длины адаптера под 300 мм, немаленькой массы под полтора кило и постоянного воздействия температуры, появление изгиба без подпорки – лишь дело времени, пусть Palit и постарались предать конструкции максимальную жёсткость, про что уже в следующем разделе.

К сожалению, к моделям серии GamingPro в комплекте не полагается кабель, позволяющий синхронизировать подсветку видеокарты с материнской платой. Подсветка у Palit GeForce RTX 3080 Ti GamingPro в целом есть, но синхронизация остаётся прерогативой более «богатых» исполнений JetStream и GameRock.

Внешний вид и особенности

С фирменным оформлением «Ослепительный ангел» видеокарта GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC вызывает восхищение с первых минут распаковки. Вместе с этим непередаваемые ощущения появляются сразу после того, как берешь графический адаптер в руки. Солидный вес и габариты 304 х 136 х 60 мм намекают на то, что перед нами видеокарта топового уровня.

Не менее интересно GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC оформлена и с тыльной стороны, где она оборудована металлическим бэкплейтом со сквозными отверстиями для продува радиатора СО третьим вентилятором. При этом сама металлическая пластина также украшена стильным рисунком и надписью GameRock.

Видеокарта GeForce RTX 3080 Ti GamingPro имеет более скромный внешний вид, хотя в оформлении этого графического адаптера также чувствуется определенный стиль. Чего только стоит алюминиевая накладка на кожух системы охлаждения видеокарты, которая одновременно служит решеткой для центрального и правого вентиляторов. Видеокарта GeForce RTX 3080 Ti GamingPro имеет габариты 294 х 112 х 60 мм, что ненамного меньше, чем у той же GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC. 

С тыльной стороны печатную плату GeForce RTX 3080 Ti GamingPro защищает массивный бэкплейт, выполненный из металла. Отверстия для сквозного продува радиатора СО третьим вентилятором выполнены в виде пчелиных сот.

Нагляднее всего разница между GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC и GeForce RTX 3080 Ti GamingPro заметна, если расположить видеокарты вместе. Невооруженным глазом сразу становится видно, насколько один графический ускоритель выше другого за счет более массивной системы охлаждения.

Особый изыск внешнему виду GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC придают металлические рамки кожуха системы охлаждения. С помощью них производитель ограничивает и очерчивает общий силуэт видеокарты. При этом кожух системы охлаждения у GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC спроектирован таким образом, чтобы нагретый воздух мог спокойно выходить сверху и снизу печатной платы.

Кожух системы охлаждения GeForce RTX 3080 Ti GamingPro чуть более закрыт, хотя и он оставляет пространство для вентиляции. В отличии от старшей видеокарты, здесь кожух СО выполнен целиком из пластика. Из металла только декоративная накладная решетка в области второго и третьего вентиляторов.

Для вывода изображения GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC и GeForce RTX 3080 Ti GamingPro располагают одним HDMI 2.1 и тремя DisplayPort 1.4a. Установленные в один ряд порты оставляют много свободного места для вентиляционных отверстий.

Принципиально видеокарты GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC и GeForce RTX 3080 Ti GamingPro отличает между собой количество дополнительных разъемов питания. У видеокарты GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC распаяно три 8-пин, а максимально допустимое энергопотребление на уровне BIOS ограничено значением в 440 Вт. Графический адаптер GeForce RTX 3080 Ti GamingPro довольствуется лишь двумя 8-пин и предельно разрешенным энергопотреблением в 365 Вт. 

При этом GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC наделена еще двумя прошивками BIOS и переключателем между ними на тыльной стороне печатной платы. Положение переключателя в режим «Perfomance» позволяет видеокарте работать с типичным энергопотреблением в 400 Вт, которое может быть программно расширено максимум до 440 Вт. Более тихий режим «Silent» делает работу вентиляторов графического ускорителя более спокойной, но и ограничивает энергопотребление видеокарты до 370 и 400 Вт соответственно.

Также на верхнем торце GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC можно обнаружить 3-контактный разъем для кабеля светодиодной подсветки, который идет в комплекте с видеокартой. С помощью него пользователь может синхронизировать световые эффекты GeForce RTX 3080 Ti GameRock OC с материнской платой, обладающей разъемом +5В RGB.

За, против, вердикт

Поскольку это первое знакомство с GeForce RTX 3080 Ti, разумно будет подвести итоги отдельно по RTX 3080 Ti и отдельно по исполнению Palit GamingPro. Начнём с того, годная ли получилась модель в общем.

RTX 3080 Ti – это RTX 3090, от которой отрезали половину видеопамяти. Пошло ли это ей на пользу? – безусловно. Ничтожная разница в характеристиках GPU привела к тому, что производительность пострадала едва-едва заметно, а местами младшая модель даже опережает старшую. Это стало возможно из-за вдвое меньшего количества чипов видеопамяти, уровень TDP остался неизменным, как следствие больше бюджета мощности отдаётся на графический чип. Хотя номинально частоты RTX 3080 Ti на 30 МГц меньше, де-факто они больше.

И всё же я считаю, что GeForce RTX 3080 Ti требует переоценки. Как было сказано в самом первом абзаце, между RTX 3080 и RTX 3090 разница в производительности около 10%, в цене все 115%. RTX 3080 Ti обеспечивает те же ~+8% относительно RTX 3080, а стоит на 70% больше. Стало лучше, но недостаточно лучше. Я понимаю, что по мере продвижения по модельному ряду вверх каждый кадр в секунду начинает стоить всё дороже и дороже, как у автомобилей каждая последующая лошадиная сила двигателя, но должны же быть разумные границы.

Для утверждения позиции предлагаю взглянуть в недалёкое прошлое. И нет, не на middle-сегмент, где цифры были бы для меня намного удобнее. Всё по-честному – на флагманские предложения и прямых предшественников – RTX 2080 и RTX 2080 Ti. Отличие в рекомендованной цене ~42% ($700 и $1000), в производительности примерно 20%. Чувствуется разница? Там, где раньше нахлобучивали в 2 раза, теперь почти в 8. В 8 раз! Именно поэтому GeForce RTX 3080 Ti требует переоценки и серьёзного снижения рекомендованной стоимости.

В контексте данного обзора также стоит упомянуть, что NVIDIA недавно существенно обновила GeForce Experience, в которое добавилась автоматическая оптимизация рабочих приложений с ускорением на видеокартах NVIDIA RTX посредством тензорных, RT- и CUDA-ядер. Оптимизация происходит «в один клик» – достаточно открыть приложение Experience и нажать соответствующую кнопку. На данный момент поддерживаются с RTX-ускорением.

К сожалению, как и прежде Studio-драйверы с RTX-ускорением и игровые драйверы Game Ready устанавливаются порознь. Переключение между ними «на лету» не предусмотрено.

Что касается конкретно исполнения Palit GamingPro – я удивлён. Тому две ключевые причины. Во-первых, припоминая RTX 3090 GamingPro и её 72-74 градуса при 90% оборотов пропеллеров, я ожидал увидеть примерно тоже самое, учитывая аналогичный флагману 350-ваттный уровень TDP. Но «тишка» показала 69-70 °C при 42-45% оборотов. Если RTX 3090 была горячая и шумная, то RTX 3080 Ti воспринимается уже как нормальная видеокарта с адекватными шумо-температурными параметрами.

Вторая причина – разгон. Частоты графического процессора выросли не сильно: если в стоке были «прострелы» до 1980 МГц, то в разгоне уже до 2115 МГц. А вот память показала ну просто чудеса, разогнавшись с 19 ГГц до 22,6 ГГц, увеличив пропускную способность до 1085 ГБ/с. На данный момент это рекордный среди протестированных видеокарт RTX 3000 показатель, обычно топчущихся около 21 ГГц. Что правда, это обеспечило лишь 5% прироста фактической производительности, да и то в лучшем случае. Просто RTX 3080 Ti упирается в чип, а не подсистему памяти, но столь впечатляющий разгон памяти нельзя не отметить.

Хорошо:

  • Скромные по современным меркам габариты (2,7 слота, 294 мм длины);
  • Конструкция жёсткая, со временем «винтом» не пойдёт;
  • Температуры VRM-узла, памяти, графического процессора;
  • Невысокий уровень шума с учётом 350 Вт потребления;
  • Вентиляторы полностью останавливаются при температуре менее 60 °C;
  • Металлическая тыльная пластина принимает участие в охлаждении;
  • Великолепный оверклокерский потенциал памяти, средний GPU;
  • Есть ARGB-подсветка;
  • В комплекте поставки есть подпорка;
  • Посторонние шумы отсутствуют.

Не хорошо:

Упрощение платы по сравнению с референсом.

По страницам

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.