Оглавление
- Кто и как регулирует введение санкций ЕС и США
- Credit Reports
- Виды санкций и как они влияют на бизнес
- Unauthorized Transactions
- Transactions with Unlisted Blocked Entities
- Программы санкций [ править ]
- OFAC Licensing and Transactional Authorization
- The Specially Designated Nationals and Blocked Persons List (SDN List):
- Классификация
- Список SDN[править | править код]
- Removal from the SDN List
- Авторитет и деятельность [ править ]
Кто и как регулирует введение санкций ЕС и США
В рамках ЕС, как правило, исполнительным органом, уполномоченным разрабатывать и вводить санкции, является Совет ЕC (The Сouncil of the EU) и Европейская комиссия (European Commission). В США роль такого органа принадлежит в основном президенту и Департаменту по контролю иностранных активов (OFAC).
Порядок и основания введения санкций установлены специальными нормативными актами. В ЕС главное место среди них занимает Договор о функционировании ЕС и Руководящие принципы по реализации и оценке санкций в рамках Общей внешней политики и политики безопасности, на основании которых принимаются отдельные решения и регламенты Совета ЕC.
Также Совет ЕС 7 декабря 2020 принял Регламент № (EU) 2020/1998 по вопросу применения ограничительных мер в случае существенного нарушения прав человека.
В США порядок введения санкций частично регулируется на федеральном уровне (к примеру, Trading With the Enemy Act, International Emergency Economic Powers Act 1977 и Export Administration Act 1979) и частично — путем принятия отдельных актов в отношении конкретной юрисдикции (к примеру, «Глобальный акт Магнитского» (Global Magnitsky Human Rights Accountability Act) — в отношении Российской Федерации.
Но чем фактически руководствуются компетентные органы при введении санкций?
Несмотря на то, что экономические санкции влекут за собой крайне негативные экономические последствия, на практике они часто вводятся без проведения подробного расследования. В Европейском союзе процесс «рождения» санкций выглядит следующим образом:
1. Изначально в СМИ появляется информация о связи конкретных лиц с политическими режимами, их лидерами или государственными органами.
2. Далее компетентный орган (High Representative / Presidency of EU / one of the Member States / Council Secretariat / DG FISMA) при содействии Европейской комиссии собирает и обсуждает информацию. В том числе ту, которая была опубликована в СМИ, вместе с рабочими группами Совета ЕС, созданными в отношении конкретной страны (для Беларуси это Eastern Europe and Central Asia Working Party (COEST)), а также Working Party of Foreign Relations Counsellors (RELEX) и the Committee of Permanent Representatives (COREPER).
При принятии решения может учитываться также иная информация, например, полученная от:
- Региональных представительств ЕС
- МИД стран — участников ЕС
- Институтов, осуществляющих исследования на основании грантов ЕС.
3. По результатам обсуждения предложение о введении экономических санкций подается в Совет ЕС, который и принимает окончательное решение.
При подготовке таких отчетов компетентный орган может зацепиться за отдельные формулировки статей в СМИ. Например, «самый активно развивающийся бизнесмен в отрасли» или «бизнесмен получил исключительную лицензию на определенный проект», что может быть интерпретировано как поддержка со стороны государства.
Кроме этого, могут использоваться рейтинги бизнесменов, к примеру, рейтинг Forbes, а для Беларуси — «Ежедневник»
Более жесткие формулировки, указывающие на «некую связь (финансовую, семейную, дружескую и др.)», «финансовую поддержку», «протекцию» и иные аналогичные сведения, однозначно привлекают внимание и могут повлиять на решение о введении санкций
Нельзя также исключать и заказных публикаций, использующих более очевидные формулировки, направленные против конкретного лица. Они могут включать в себя избирательное и однобокое представление фактов, вырванных из контекста, ссылки на несуществующие документы или иные источники (интервью, фото- и видеоматериалы и др.). К примеру, в подобных публикациях могут использовать фотографию плохого качества, где якобы опознают то или иное лицо на совместном семейном мероприятии какого-нибудь чиновника.
Также стоит учитывать, что журналисты, очевидно, не всегда намеренно публикуют недостоверную информацию. Публикации могут быть основаны в том числе на слухах (фейках), ранее опубликованных в других СМИ (в том числе «желтых» СМИ с сомнительной репутацией). Будучи однажды опубликованной в СМИ, одна статья может быть много раз перепечатана, и в итоге недостоверная информация распространяется уже бесконтрольно. Если статья сохраняется в доступе, ее могут перепечатать еще раз через какой-то промежуток времени или вспомнить при появлении нового инфоповода.
Подытожим. Публикации в СМИ — один из существенных факторов, который может повлиять на принятие решения Советом ЕС о включении лица в санкционный список.
Фото с сайта eurasia. expert
Credit Reports
If an individual is designated as an SDN or is a potential match for an SDN, credit reporting software may flag the individual and issue an alert on his or her credit report. This new process is part of an extensive effort credit agencies and credit bureaus have undertaken to ensure OFAC compliance. Upon notification of an alert, a check is made regarding the validity of the claim. If the OFAC alert is unsubstantiated, no action is taken. However, if the individual in question is determined a designated SDN, the finding is reported to OFAC.
If an individual is mistakenly flagged as an SDN, the notification may remain on his or her credit report unless it is requested that the alert be removed. The Fair Credit Reporting Act (FCRA) authorizes an individual to take action to correct his or her record by contacting the credit agency or bureau responsible for the erroneous information. If complications arise, an attorney who is experienced with OFAC and U.S. economic sanctions may be able to assist.
Виды санкций и как они влияют на бизнес
К юридическим и физическим лицам могут быть применены:
- «Вторичные санкции» (англ. — secondary sanctions). Они направлены исключительно на компании и физических лиц, которые хотя и не подпадают сами под объект введения санкций, тем не менее косвенно «связаны с политическим режимом».
- Так называемые «секторальные санкции» (англ. — sectoral sanctions), которые вводятся в отношении конкретных компаний, действующих в определенных отраслях экономики: энергетики, промышленности, сферы высоких технологий и иных. В результате введения данного вида санкций запрещается или ограничивается сотрудничество физических и юридических лиц ЕС или США с подсанкционными компаниями.
Сфера действия экономических санкций, как правило, конструируется индивидуально в зависимости от поставленных целей (изменить политический курс, прекратить нарушение прав граждан, демократических принципов и др.), а также способов их достижения в отношении каждой конкретной страны.
Наиболее распространенными видами санкций являются следующие:
1. Торговое эмбарго: полный запрет для лиц и компаний из ЕС (США) на совершение любых операций (покупки, продажи, экспорта и импорта) в отношении всех или определенных товаров (часто это вооружение или нефтегазовые продукты), исходящих из подсанкционного государства или поступающих на территорию такого государства
Запрет подсанкционным лицам на перемещение по территории ЕС или США
Запрет на импорт (экспорт) всех или определенных товаров или услуг в отношении подсанкционных лиц
2. Ограничение в отношении подсанкционных лиц на распоряжение активами (замораживание активов), в том числе наличными деньгами, акциями, средствами на счетах, движимым и недвижимым имуществом
3. Ограничение хозяйственных операций (поставка, оказание услуг, инвестирование, кредитование, займы и др.) между компаниями и физическими лицами определенных государств.
С учетом всего разнообразия санкционных инструментов в «арсенале» иностранных государств, введение определенных видов экономических санкций может фактически вызвать невозможность ведения бизнеса. В том числе осуществления хозяйственных операций (поставок или оплаты товара), привлечения дополнительного финансирования (инвестиций), а также распоряжения акциями, иными ценными бумагами и прочими активами.
При этом замораживание активов — это не конфискация, оно не лишает права собственности, но ограничивает права пользования и распоряжения такими активами (в т.ч. нельзя снять деньги со счета, продать акции компании, продать или сдать в аренду недвижимое имущество и так далее).
Фото с сайта livejournal.com
OFAC updates its list of SDNs and Blocked Persons on an “as-needed basis.” As new threats arise, additional individuals or organizations may be added. Similarly, as threats dissipate, names may be removed from the list. OFAC, in consultation with other federal agencies (e.g., the Departments of Commerce, State, Justice, or Homeland Security), is ultimately the agency tasked with designating a person as an SDN and administering the SDN List. The most current SDN list is made readily available through the OFAC website with various search options and formats.
When doing business with a foreign individual or organization, it is important to access the list of Specially Designated Nationals and Blocked Persons to ensure that the transaction to take place is, in fact, permissible. A failure to practice due diligence in reviewing current sanctions can lead to a violation of U.S. economic and trade sanctions, leading to serious consequences for all those involved in the transaction.
Transactions with Unlisted Blocked Entities
OFAC cautions against conducting business with unlisted persons (e.g., businesses and entities not on the SDN List) who may be owned or controlled by blocked persons who do appear on the SDN List. Thus, it is entirely possible that conducting transactions with an unlisted person could lead to unintended violations of economic sanctions.
To this end, OFAC offers “Guidance on Entities Owned by Persons Whose Property and Interests in Property are Blocked.” In this licensing guidance, OFAC notes the following:
“A person whose property and interests in property are blocked pursuant to an Executive order or regulations administered by OFAC (a “blocked person”) is considered to have an interest in all property and interests in property of an entity in which it owns, directly or indirectly, a 50% or greater interest. The property and interests in property of such an entity are blocked regardless of whether the entity itself is listed in the annex to an Executive Order or otherwise placed on OFAC’s list of Specially Designated Nationals (“SDNs”). Accordingly, a U.S. person generally may not engage in any transactions with such an entity, unless authorized by OFAC. In certain OFAC sanctions programs (e.g., Cuba and Sudan), there is a broader category of entities whose property and interests in property are blocked based on, for example, ownership or control.
Before assuming that every entity that might be owned or controlled by a blocked person is also blocked, one should first investigate whether the order requires blocking by operation of law or requires some affirmative determination by the Treasury first. If it’s the latter, it is important to determine whether transacting with the entity would constitute evasion or a prohibited indirect transaction with a blocked person. Then, one should investigate whether the entity is less than 50 percent owned by a blocked person. Therefore, the process to protect oneself from dealing with an unlisted blocked entity is both legally and factually intensive.
Программы санкций [ править ]
По состоянию на 8 августа 2020 года OFAC применял следующие программы санкций:
Примечание к таблице: номера лиц, компаний, судов и самолетов взяты из . Однако любая отдельная запись в этом списке может стать целью нескольких программ санкций, поэтому суммирование строк таблицы приведет к завышению истинной суммы из-за дублирования.
Тег |
Последнее обновление |
Программа санкций |
Физическим лицам |
Компании |
Сосуды |
Самолет |
31 CFR | Дата CFR |
EO |
EO Дата |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Иран Финансовый | — |
— |
— |
— |
561 | |||||
Связанные с Балканами | 229 |
— |
— |
— |
588 | 13304 | ||||
Беларусь |
208 |
— |
— |
— |
548 |
13405 |
||||
Патриотический акт | — |
— |
— |
— |
||||||
Связанные с наркотиками | — |
— |
— |
— |
598 |
|||||
Связанные с Мьянмой | 219 |
— |
— |
— |
537 |
13448, г. 13464 |
||||
Центрально-Африканская Республика |
39 |
— |
— |
— |
553 |
|||||
Берег Слоновой Кости |
9 |
— |
— |
— |
543 |
|||||
Кубинский контроль за активами | 220 |
— |
5 |
— |
515 |
|||||
Связанные со взломом компьютеров | — |
— |
— |
— |
13694 | |||||
Дарфур |
28 год |
3 |
— |
— |
546 |
|||||
Северная Корея |
7 |
44 год |
20 |
— |
510 |
13551 |
||||
Связанные с Северной Кореей | 10 |
16 |
— |
— |
13687 |
|||||
Демократическая Республика Конго |
106 |
27 |
— |
— |
547 |
13413, 13671 |
27 октября 2006 г. 8 июля 2014 г. | |||
Связанные с Ираном | 17 |
6 |
— |
— |
13622 | |||||
Связанные с Ираном | 9 |
10 |
9 |
— |
13645 | |||||
Лица, уклоняющиеся от санкций против Ирана | 3 |
2 |
— |
— |
13608 | |||||
Лица, уклоняющиеся от санкций в отношении Сирии | — |
— |
— |
— |
13608 | |||||
Связанные с ОМУ | — |
— |
— |
— |
13608 | |||||
Связанные с терроризмом | — |
— |
— |
— |
13608 | |||||
Связанные с терроризмом | — |
552 |
— |
— |
597 |
|||||
Положение о глобальных санкциях Магнитского | — |
552 |
— |
— |
597 |
|||||
Гонконг — соответствующие санкции | 11 |
— |
— |
— |
— |
13936 | ||||
Права человека в Иране | — |
26 |
— |
— |
13606 | |||||
Сирия права человека | 2 |
6 |
— |
— |
13606 | |||||
Связанные с Ираном | — |
— |
— |
— |
||||||
Иранский Финансовый |
239 |
857 |
— |
60 |
561 |
|||||
Иранские транзакции |
19 |
416 |
175 |
— |
560 |
|||||
Связанные с Ираном | 54 |
37 |
— |
— |
13553 | |||||
Связанные с Ираном | 16 |
45 |
— |
— |
13628 | |||||
Связанные с Ираком | 287 |
84 |
— |
— |
13315, г. 13350 |
|||||
Связанные с Ираком | 102 |
48 |
— |
— |
13438 |
|||||
Иранский Финансовый |
112 |
120 |
— |
38 |
561 |
|||||
Закон об Иране |
3 |
17 |
— |
— |
13574 |
|||||
Мьянма Джейд | — |
— |
— |
— |
||||||
Ливан |
13 |
— |
— |
— |
549 |
13441 |
||||
Бывший либерийский режим Чарльза Тейлора | 45 |
70 |
— |
— |
593 |
|||||
Связанные с Ливией | 134 |
3 |
— |
— |
570 |
|||||
Закон Магнитского | 54 |
— |
— |
— |
||||||
Связанные с ОМУ | 211 |
892 |
351 |
76 |
544 |
|||||
Связанные с Ираном | — |
— |
— |
— |
13574 |
|||||
Палестинская лицензия | — |
— |
— |
— |
594 | |||||
Связанные с терроризмом | 3015 |
1 963 |
— |
101 |
594 |
|||||
Связанные с наркотиками | 436 |
511 |
— |
— |
536 |
|||||
Связанные с наркотиками | 2102 |
1125 |
5 |
— |
598 |
|||||
Терроризм |
63 |
143 |
— |
— |
595 |
|||||
Сомали |
199 |
20 |
— |
— |
551 |
|||||
Связанные с Суданом | — |
223 |
— |
— |
538 |
|||||
южный Судан |
— |
— |
— |
— |
558 |
13664 |
||||
Связанные с Сирией | 235 |
180 |
10 |
38 |
542 |
13399, г. 13460 |
||||
Транснациональные преступные организации |
201 |
41 год |
— |
— |
590 |
13581 | ||||
УКРАИНА-EO13660 | Связанные с Украиной | 193 |
31 год |
— |
— |
13660 | ||||
УКРАИНА-EO13661 | Связанные с Украиной | 95 |
144 |
— |
— |
13661 | ||||
УКРАИНА-EO13662 | Связанные с Украиной | — |
— |
— |
— |
13662 | ||||
УКРАИНА-EO13685 | Связанные с Украиной | — |
42 |
— |
— |
13685 | ||||
Связанные с Венесуэлой | 7 |
— |
— |
— |
13692 | |||||
Йемен |
23 |
— |
— |
— |
552 |
|||||
Зимбабве |
121 |
119 |
— |
— |
541 |
13391, г. 13469 |
OFAC Licensing and Transactional Authorization
Some transactions which would otherwise violate U.S. economic sanctions are authorized with proper licensing. Those in international business and commerce should take certain precautions, such as having a legal professional analyze transactions to determine the need for licensing. Preventing a violation is often the best defense. It is usually the most cost effective course of action when compared to defending against and OFAC investigation or enforcement action.
An attorney can provide counsel regarding the need for OFAC authorization and can assist with securing such licenses. The license application process is also available online through the Treasury Department’s OFAC License Application Page. However, prior to submitting information to the agency, it is advisable to analyze one’s proposed transaction in light of various statements of licensing policy and make reference to such policies in the application. It is also important not to inadvertently expose oneself to liability by disclosing a past violation when describing a transaction.
OFAC provides both general and specific licenses. A general license allows a class of persons to be involved in a specific transaction without having to file a license application. One must only fulfill the requirements as proscribed in the general license in order to benefit from its authorization.
In the case of a specific license, however, OFAC — in response to a written license application — issues a written document to a specific individual or entity authorizing a particular transaction. When a license is issued it is imperative that those involved in the transaction adhere to the specifications and conditions of the license to avoid a violation of the sanctions.
The Specially Designated Nationals and Blocked Persons List (SDN List):
In an effort to enforce sanctions against targeted countries and regimes, OFAC has compiled a list of names known as the Specially Designated Nationals and Blocked Persons List (SDN list). This list provides the names of individuals, companies, groups, and other entities that pose a threat to U.S. national security, foreign policy, and economic goals. Whether working alone, as part of a terrorist or criminal network, or on behalf of a targeted country or regime, those noted as SDNs are the specific targets of sanctions and subject to having their assets frozen.
It is generally unlawful under OFAC-administered sanctions for any U.S. business, U.S. citizen, U.S. permanent resident, or person located in the United States to participate in any economic trade or other activity with any SDN designated person. And depending upon which sanctions program a particular SDN is listed, U.S. persons may also be required to immediately freeze or block any property in which an SDN has any interest, including interests in funds, accounts, contracts, agreements, personal property, and real property. Such property must remain blocked indefinitely until OFAC authorizes unblocking the property.
Классификация
EAR содержит список, называемый Commerce Control List (CCL). CCL — это ограниченный список предметов в рамках EAR, которые заслуживают особого внимания, потому что потенциально могут иметь военное применение в дополнение к коммерческому использованию. Поэтому предметы, включенные в список CCL, часто называют «двойным назначением». CCL, однако, не является исчерпывающим списком вещей, которые входят в сферу действия EAR; напротив, подавляющее большинство вещей, подпадающих под действие EAR, не указаны в CCL; вместо этого им дается обозначение «EAR99».
Пункты, перечисленные в CCL, организованы в соответствии с буквенно-цифровыми обозначениями, называемыми «Классификационные номера экспортного контроля» (ECCN).
Список SDN[править | править код]
OFAC публикует специальный черный список лиц (SDN, Specially Designated Nationals List), в котором перечислены люди, организации и корабли, с которыми гражданам США и постоянным жителям страны запрещено заниматься бизнесом. Этот перечень отличается от списка, который ведется в соответствии с разделом 314(a) патриотического акта США.
После включения юридического или физического лица в список SDN, оно может обратиться в OFAC с просьбой об исключении. Однако OFAC не обязано исключать физическое или юридическое лицо из списка SDN. В федеральных судах рассматривались два дела, в которых действия OFAC были признаны не в полной мере соответствующими конституции США.
Так, в августе 2009 года федеральный суд в деле KindHearts v. Treasury постановил, что изъятие минфином активов KindHearts без предварительного уведомления и возможности апелляции является нарушением четвертой и пятой поправок.
23 сентября 2011 года Девятый окружной апелляционный суд оставил в силе решение нижестоящего суда о том, что процедуры, использовавшиеся минфином для закрытия исламского фонда Аль-Харамейн (Орегон) в 2004 году, были неконституционными. Суд заявил, что пятая поправка (гарантия надлежащего судебного разбирательства) требует от минфина уведомлять о причинах внесения в список террористов и предоставлять реальную возможность ответа на решение. Кроме того, суд постановил, что замораживание активов является изъятием в соответствии с четвертой поправкой и поэтому требует судебного решения.
По состоянию на 7 октября 2015 года в список SDN были внесены более 15,2 тысяч записей, касающихся представителей 155 стран. Из них 178 записей относились к воздушным судам и 575 записи — к морским судам. Остальные 14467 записей содержали наименования физических и юридических лиц. При этом в список SDN одновременно внесены все известные OFAC наименования (Ф.И.О.) каждого санкционного лица, из-за чего общее количество записей в списке заметно превышает количество физических и юридических лиц, которые внесены в список SDN.
Критикаправить | править код
В СМИ был приведен случай, когда платеж за оплату прогулок с собакой по кличке Даиш был приостановлен до получения разъяснения об отсутствии связи данного платежа с финансированием террористической организации Daesh (ИГИЛ).
Removal from the SDN List
Similar names and other coincidental factors may result in individuals finding themselves improperly classified as Specially Designated Nationals or SDNs. This error can result in detrimental repercussions to the individual’s financial status and personal reputation, incurring the freezing of assets, blocking of funds, and possibly, the seizure of property and interests in property. Or, alternatively, the basis for the original designation may have changed, thereby negating any current justification for being designated.
For such an individual designated as an SDN relief may be requested pursuant to 31 C.F.R. § 501.807. This regulation permits a person to seek a reconsideration of his, her, or its designation. In essence, a reconsideration is a request made to OFAC explaining why the designation is either a mistake or no longer relevant. OFAC, however, has the final decision as to whether a name can or will be removed and whether or not economic freedoms be reestablished for that individual.
OFAC has removed more than 800 persons from the SDN List since 2012 and more than 1,300 in the past seven years. As such, the removal is not impossible. However, the process can take many years because OFAC must be able to credibly verify that an SDN can no longer justifiably remain on the list.
Over the years, OFAC has revealed that the primary goal of economic sanctions is behavioral change. If an SDN can credibly demonstrate that their behavior has changed, removal from the list may be possible. For example, on June 19, 2014 OFAC removed 308 names associated with the Cali Cartel from the SDN List. The removals were justified because the cartel had been completely dismantled and the individuals on the list had credibly demonstrated they no longer participated in narcotics trafficking.
Авторитет и деятельность [ править ]
Штаб-квартира OFAC находится в пристройке казначейства, расположенной на углу Пенсильвания-авеню и Мэдисон-Плейс , Северо-Запад , в Вашингтоне, округ Колумбия.
Помимо Закона о торговле с врагом и различных действующих в настоящее время чрезвычайных ситуаций в стране, OFAC получает свои полномочия из различных федеральных законов США, касающихся эмбарго и экономических санкций.
Применяя экономические санкции, OFAC принимает меры для предотвращения «запрещенных операций», которые OFAC описывают как «торговые или финансовые операции и другие операции, в которых граждане США не могут участвовать, если только они не разрешены OFAC или не освобождены от ответственности по закону». OFAC имеет право предоставлять исключения из запретов на такие операции, либо путем выдачи генеральной лицензии на определенные категории операций, либо путем выдачи специальных лицензий в каждом конкретном случае. OFAC управляет программами экономических санкций в отношении стран, предприятий или групп лиц и обеспечивает их соблюдение, используя блокировку активов и торговые ограничения для достижения целей внешней политики и национальной безопасности. Список затронутых стран см. В эмбарго США .
В соответствии с Законом о международных чрезвычайных экономических полномочиях (IEEPA) президент США уполномочен во время чрезвычайных ситуаций в стране блокировать вывоз иностранных активов, находящихся под юрисдикцией Соединенных Штатов. OFAC выполняет это поручение путем принятия нормативных актов, регулирующих деятельность финансовых учреждений.
В период с 1994 по 2003 год OFAC собрало более 8 миллионов долларов за нарушение кубинского эмбарго против чуть менее 10 000 долларов за нарушения, связанные с финансированием терроризма . У него было в десять раз больше агентов, отслеживающих финансовую деятельность, связанную с Кубой, чем у Усамы бен Ладена .
В рамках своих усилий по поддержке санкций в отношении Ирака в 2005 году OFAC оштрафовало Voices in the Wilderness на 20 000 долларов за дарение иракцам лекарств и других предметов гуманитарного назначения. В аналогичном случае OFAC наложило и попыталось взыскать штраф в размере 10 000 долларов плюс проценты с борца за мир Берта Сакса за то, что он принимал лекарства жителям Басры ; обвинения против Сакса были отклонены судом в декабре 2012 года.
В октябре 2007 года eNom запретил доступ к доменным именам нескольких веб-сайтов испанских туристических агентств : доменные имена были внесены в черный список OFAC. В ответ на запрос Министерство финансов США сослалось на пресс-релиз 2004 года, в котором утверждалось, что компания «помогла американцам избежать ограничений на поездки на Кубу».
В деле « Соединенные Штаты против Банки» 5 июня 2010 г. гражданин США был признан виновным в нарушении торгового эмбарго Ирана из- за того, что не запросил у OFAC лицензию на перевод иранской валюты заранее. 25 августа 2010 года иранские Американская ассоциация адвокатов заявила , что подаст Amicus курьего бриф с Апелляционным судом второго округа на Соединенных Штатах v. BANKI . Он также нанял юристов, чтобы запросить у OFAC дополнительные указания по импорту товаров из Ирана.
Назначение на должность директора не подлежит утверждению Сенатом .

Эта тема закрыта для публикации ответов.