Оглавление
Производительность 1920×1080
GeForce RTX 3060 Ti уже слегка избыточна для мониторов с Full HD, однако если речь об экране с повышенной частотой обновления, то такая связка конечно будет оправдана.
В большинстве используемых в тесте проектов видеокарта обеспечивала более 100 кадров/с при максимальных настройках качества графики. Для такого режима производительность хватает с хорошим запасом. Конечно, всегда есть возможность дополнительность пригрузить видеокарту текстурами с повышенным разрешением, ресурсоемкими модами или теми же эффектами с трассировкой лучей.
Кроме номинально высокого fps во время игр важно обеспечить максимальную отзывчивость системы. NVIDIA предлагает специальную технологию Reflex, позволяющую снизить задержки, улучшив реакцию системы на пользовательские действия
От момента нажатия на кнопку мыши до отображения действия не экране проходит целая цепочка событий. Для кардинального улучшения ситуации важно снизить задержки на всех этапах. Это комплексная аппаратно-программная задача, но дорогу осилит идущий.
Принципиальное значение отзывчивость имеет в соревновательных проектах, где доли секунды могут решить исход поединка. Потому именно в таких играх поддержка технологии Reflex очень важна. Недавно она была добавлена в Overwatch и Tom Clancy’s Rainbow Six Siege.
Энергопотребление
Заявленный уровень энергопотребления для референсной GeForce RTX 3060 Ti – 200 Вт. Очевидно, что ускоренная модификация потребует несколько больше энергии, о чем несложно догадаться даже по рекомендациям к мощности БП. Тем не менее, речь о каких-то значительных отличиях не идет.
По факту во время практических тестов в играх, энергопотребление системы с GIGABYTE GeForce RTX 3060 Ti GAMING OC PRO 8G было очень схоже с тем, что требовалось для ПК с референсной GeForce RTX 3070 (TDP – 220 Вт). Платформа с 8-ядерным процессоров Core i7-9700K и 16 ГБ памяти DDR4-3600 потребляла под игровой нагрузкой порядка 350 Вт.
Производительность 4К
В целом возможности видеокарт GeForce RTX 3060 Ti 8 ГБ нам уже хорошо известны по первому знакомству с адаптерами серии.
Графические адаптеры на несколько облегченном чипе GA104 показывают производительность уровня GeForce RTX 2080 SUPER 8 ГБ. Со сменой поколения дискретной графики NVIDIA модели GeForce RTX 3060 Ti фактически поднялись сразу не на одну, а на две ступеньки, приблизившись к топовым решениям с архитектурой Turing.
Для режима 4К производительность GeForce RTX 3060 Ti можно считать минимально достаточной. В некоторых тяжелых проектах наверняка придется поиграться с настройками, чтобы получить комфортное количество fps, но вряд ли это будет проблемой. К тому же зачастую не придется спускаться даже до средних параметров.
В случаях, когда игры поддерживают технологию DLSS (Deep Learning Super Sampling), можно позволить больше фривольностей по части настроек качества графики или даже используемого режима.
Особенно впечатляют результаты при использовании технологии «умного масштабирования» второго поколения – DLSS 2.0. В некоторых случаях, при использовании пресета с высоким качеством, детальность финальной картинки может быть даже выше, чем исходная в нативном разрешении. При этом производительность не только не страдает, а наоборот – увеличивается. Здесь очень показательный пример – Death Stranding.
Поддержка DLSS оказывается очень уместной и в проектах, поддерживающих трассировку лучей. Активация эффектов с реалистичными, освещением, отражениями и тенями заметно снижает производительность. Интеллектуальное масштабирование позволяет вытянуть fps до приемлемых значений. GeForce RTX 3060 Ti непросто справляться с тяжелыми проектами в 4К с активной трассировкой. Для подобных условий желательна уже RTX 3080. Тем не менее, DLSS спасает ситуацию даже в таких случаях.
Возможности DLSS также хорошо иллюстрирует Cyberpunk 2077. Тяжелый проект, с которым в режиме 4К очень непросто справляться даже видеокартам уровня GeForce RTX 3060 Ti. При таком разрешении даже используя профиль со средними настройками качества имеем в среднем порядка 40 кадров/c, а при максимальных – лишь 25–27 fps. В последнем случае активация трассировки проваливает производительность до 15–20 кадров/c.
Подключение DLSS в режиме «баланс» возвращает 40 кадров/c, а профиль «ультрапроизводительность» позволяет увидеть более 60 fps. Конечно, в таком случае не стоит рассчитывать на максимальную детализацию картинки, но множество доступных параметров для настройки позволяют получить оптимальное сочетание качества и производительности.
Кстати, в Cyberpunk 2077 до сих пор нельзя активировать эффекты трассировки на видеокартах AMD, несмотря на использование стандартного API DirectX Raytracing. Разработчики в скором времени обещают открыть такую возможность для новых Radeon, также имеющих аппаратные блоки для ускорения просчета RT, но точные сроки пока не озвучены. Судя по объемам работ, которые еще предстоит сделать разработчикам для исправления многочисленных технических огрехов, это точно не первоочердная их задача. Потому «лучи» в Cyberpunk 2077 пока доступны только на видеокартах NVIDIA линейки RTX.
Коллекция игр, поддерживающих DLSS и трассировку лучей пополняется с нарастающей интенсивностью. Так DLSS будет реализована в многообещающем кооперативном шутере Outriders, уже доступна в королевской битве Call of Duty: Warzone и Iron Conflict, а также ожидается в ролевом экшене Edge of Eternity. Графическое «комбо» RT+DLSS будет реализовано в Five Nights at Freddy’s: Security Breach и F.I.S.T.: Forged in Shadow Torch. Такая же связка будет доступна в ужастике The Medium, выход которой запланирован уже на 28 января нынешнего года.
Похоже, что RT-скептикам вскоре придется пересмотреть свои догматы. Количество проектов с поддержкой трассировки лучей будет увеличиваться, потому незачем себя намеренно ограничивать.
Разгон
Заводской разгон GIGABYTE GeForce RTX 3060 Ti GAMING OC PRO 8G определенно добавляет несколько кадров/c в играх, но видеокарта определенно может дать владельцу еще больше производительности.
Для поиска частотного потенциала можно использовать обновленное фирменное приложение AORUS Engine. Кроме частотных характеристик здесь также можно вручную регулировать алгоритм работы СО и мониторить ключевые показатели адаптера.
GIGABYTE GeForce RTX 3060 Ti GAMING OC PRO 8G позволяет на 12% увеличить значение Power Limit, расширяя штатный предел мощности.
Экспериментальным путем базовую тактовую частоту GPU удалось повысить на 150 МГц – с 1410 до 1560 МГц. При этом среднее значение динамического ускорения увеличилось до 1920 МГц. Микросхемы памяти GDDR6 от Samsung также охотно работали на повышенных частотах – 16 000 МГц, вместо штатных 14 000 МГц. Прирост на уровне 14,3% наверняка скажется на итоговых показателях.
Под нагрузкой процессор регулярно разгонялся до частот 2080–2110 МГц, при этом утилита GPU-Z зафиксировала пиковое значение на уровне 2130 МГц. Характер работы системы охлаждения практически не изменился, а температура GPU возросла лишь на 1 градус – до 65С.
После дополнительного разгона, энергопотребление видеокарты также немного подросло. Отслеживаемый параметр Board Power Draw увеличился с 246 до 262 Вт. Посмотрим на оправданность дополнительных энергозатрат.
Самостоятельный форсаж увеличил производительность GIGABYTE GeForce RTX 3060 Ti GAMING OC PRO 8G на 7–10%. В ряде проектов этого уже оказалось достаточно, чтобы настичь GeForce RTX 3070. В некоторых преимущество старшей модели сохраняется, но отрыв сокращается до ~5%.
Отзыв
На момент опубликования обзора цена на Gigabyte GeForce RTX 3060 Ti GAMING OC PRO не была известна, но она точно оставит около $450.
- Быстрее RTX 2080 Super
- Поддерживает 4K во многих тайтлах
- Разгон из коробки
- Остановка вентилятора на холостом ходу
- Двойной BIOS
- «Тихий BIOS» безшумно запускает карту в играх
- Низкие температуры
- Аппаратное ускорение трассировки лучей 2-го поколения
- Поддержка HDMI 2.1, декодирования AV1
- Улучшенный DLSS
- PCI-Express 4.0
- Новые функции GeForce: Reflex, Broadcast, G-SYNC 360, RTX-IO,
- 8-нм процесс
- Вероятно, значительное увеличение рекомендованной розничной цены — более $400
- Могла бы быть и тише
- Все время работает в режиме предела мощности
- Теряет в энергоэффективности
- Память без разогна
- Разгон усложняется из-за предела мощности
Gigabyte разогнала свою RTX 3060 Ti Gaming OC Pro до номинального прироста 1770 МГц прямо из коробки, что составило +105 МГц, или 6%. В среднем по всему набору тестов в разрешении 4K частота графического процессора составила 1932 МГц, что на 55 МГц выше, чем 1877 МГц у Founders Edition. Рейтинги Boost слишком оптимистичны, но другие кастомные конструкции не намного лучше. Gigabyte RTX 3060 Ti GAMING OC PRO на 2% быстрее, чем Founders Edition, а RTX 2080 Super на 5%, однако RTX 2080 Ti на 9% впереди. Прирост производительности по сравнению с RTX 2060 составляет ошеломляющие 61%, а относительно RTX 2060 Super 41%. RTX 3060 Ti попал прямо в центр последних карт AMD: RX 5700 XT и RX 6800, опережая и отставая на 23% и 17% соответственно.
Компания Gigabyte разработала красивый кулер, который значительно мощнее охладителя на Founders Edition. Он фактически соответствует мощности охлаждения RTX 3080 FE в тесте радиаторов «яблоки-к-яблокам», на 7°C лучше, чем 3060 Ti Founders Edition. Похоже, Gigabyte таких показателей показалось мало, и они хотели ещё более низких температур, поэтому они увеличили скорость вращения вентиляторов. Температура составляет 62°C — довольно впечатляюще, но при 35 дБА уровень шума значительно превышает таковой на Founders Edition. Это ни в коем случае не «громко», но довольно резкое увеличение по сравнению с FE, которая почти безшумна.
Тем не менее, Gigabyte включает в свою карту функцию двойного BIOS; второй вариант, получивший название «тихий», работает намного лучше с точки зрения уровня шума. Да, 31 дБА по-прежнему на 1 дБА громче, чем у FE, но температура составляет 67°C. Если бы Gigabyte допускала температуру 73°C (соответствует версии Founders Edition), они, вероятно, могли бы превзойти даже лучшие карты в других предложенных ранее обзорах. NVIDIA представила остановку вентилятора на холостом ходу в своем выпуске Founders Edition с Ampere, что означает, теперь все партнеры также сделают обязательной эту важную функцию. Gigabyte Gaming OC Pro тут не исключение.
NVIDIA активно продвигает свой новый 12-pin разъём питания на Founders Edition, Gigabyte пользуется классическими разъёмами PCIe 6 + 8-pin — идеальным выбор для RTX 3060 Ti. Ведь не более 260 Вт даже в Furmark. OC не имеет никакого значения, потому что лимит мощности NVIDIA в любом случае дросселирует. Конечно, два 8-pin порта могут выглядеть красиво, но, кроме увеличения стоимости и сложности, это действительно не имеет никакого смысла. Как и другие поставщики, Gigabyte увеличила предел мощности, что очень хорошо и необходимо для значимого выигрыша от заводского разгона, хотя нужно задаться вопросом, стоит ли 2% производительности увеличения энергопотребления на 15%. Это снижает производительность на Вт и увеличивает нагрузку на кулер.
Признательность за обзор и тестирование W1zzard из TPU.
Рабочие приложения на GPU
Помимо игр, дискретная видеокарта может очень помочь в целом спектре рабочих задач, требующих высокой вычислительной мощности. При использовании OpenCL, CUDA, и даже возможностей RTX, можно ускорить различные этапы, связанные с обработкой данных. Область применения видеокарт постоянно расширяется. В случае с решениями NVIDIA, на сайте разработчика указан перечень ключевых приложений с базовым описанием возможностей ускорения.
Оценивая возможности GeForce RTX 3060 Ti в задачах, используемых OpenCL и CUDA, отметим, что новинка имеет заметное преимущество над GeForce RTX 2080 FE. В ряде случае преимущество может превышать 40%. Очевидно здесь сказываются архитектурные улучшения Ampere.
Возможный эффект от использования видеокарты в рабочих задачах наглядно демонстрируют результаты в тесте IndigoBench 4.4.15, использующем рендеринг-движок Indigo 4. Тюнингованная версия GeForce RTX 3060 Ti справилась с заданием на порядок быстрее 8-ядерного процессора Core i7-9700K. Конечно, подобные преимущества будут не повсеместны, но это и не единичные случаи.
Например, в Blender 2.90 преимущество над CPU было 6-кратным при использовании CUDA. При этом видеокарты с RTX смогли дополнительно ускориться при переходе на OptiX.
В работе
GIGABYTE GeForce RTX 3060 Ti GAMING OC PRO 8G поддерживает режим гибридного охлаждения. Видеокарта останавливает вентиляторы при минимальной нагрузке.
В таком состоянии температура GPU на открытом стенде (+23С) удерживалась на уровне 40С.
Под нагрузкой графический процессор прогревался до 64 градусов. При этом скорость вращения вентиляторов системы охлаждения повышалась вплоть до 1925 об/мин
С температурами все хорошо, а вот немалые значения частоты вращения обращают на себя внимание и скорее даже удивляют. Дело в том, что издаваемый уровень шума остается сравнительно невысоким
То есть это конечно не тихоход, но в то же время видеокарта работает тише, чем можно было бы ожидать, глядя на показатели тахометра. Подшипники скольжения со смазкой, имеющей в составе графен, возможно здесь действительно «работает».
Во время игровых тестов фактическая частота GPU поднималась вплоть до 1980 МГц. Очень неплохой результат, учитывая заявленный заводской разгон. Энергопотребление видеокарты фиксируется на уровне 246 Вт.
Мы также проверили работу видеокарты, используя профиль Silent, выбрав дополнительную версию BIOS. В этом случае заявленная частотная формула осталась прежней, а вот алгоритм работы вентиляторов изменился. Во время прохождения тестов частота их вращения едва превышала 1500 об/мин. При этом пиковый нагрев GPU несколько увеличился – температура графического процессора возросла в среднем на 5С – с 64 до 69 градусов. Напомним, что такие значения были получены в условиях открытого стенда. В закрытом корпусе показатели могут измениться и будут зависеть от эффективности внутренней вентиляции в каждом отдельно взятом случае.
Пиковые частоты чуть ниже (1965 МГц vs. 1980 МГц), но в данном случае скорее речь идет о погрешности измерений, потому как результаты тестов в обоих режимах фактически идентичны.
NVIDIA GeForce RTX 3060
Для GeForce RTX 3060 используется процессор GA106 с графической архитектурой Ampere. Как и другие GPU серии, чип производится компанией Samsung по 8-нанометровой технологии. Кристалл имеет площадь 276 мм² и включает 13,3 млрд. транзисторов. Отметим, что кремниевая пластинка здесь заметно компактнее таковой у старшего чипа GA104, который используется для GeForce RTX 3060 Ti/3070 (392 мм², 17,4 млрд.). Меньшие габариты кристалла косвенно позволяют говорить о снижении себестоимости изготовления видеокарт.
Любопытно, что для десктопной версии GeForce RTX 3060 используется конфигурация GPU с несколько меньшим количеством функциональных блоков, чем у мобильной модификации видеокарты. У последней заметно снижены рабочие частоты, однако число активных вычислителей выше. Предположим, что в случае с десктопной GeForce RTX 3060 определенный задел оставлен для возможного появления в будущем ускоренных SUPER-модификаций.
GeForce RTX 3060 Ti | GeForce RTX 3060 | GeForce RTX 2060 | |
Наименование кристалла | GA104-200 | GA106-300 | TU106-200A |
Графическая архитектура | Ampere | Ampere | Turing |
Техпроцесс производства | 8 нм | 8 нм | 12 нм |
Площадь кристалла | 392 мм² | 276 мм² | 445 мм² |
Количество транзисторов, млрд | 17,4 млрд. | 13,25 млрд. | 10,8 млрд. |
Тактовая частота GPU | 1410/1665 МГц | 1320/1777 МГц | 1365/1680 МГц |
Потоковые процессоры | 4864 | 3584 | 1920 |
Текстурные блоки | 152 | 112 | 120 |
Блоки растеризации | 80 | 48 | 48 |
RT-ядра | 38 (2-е поколение) | 28 (2-е поколение) | 30 (1-е поколение) |
Тензорные ядра | 152 (3-е поколение) | 112 (3-е поколение) | 240 (2-е поколение) |
Память (тип, объем) | GDDR6, 8 ГБ | GDDR6, 12 ГБ | GDDR6, 6 ГБ |
Шина памяти | 256 бит | 192 бита | 192 бита |
Эффективная тактовая частота памяти | 14 000 МГц | 15 000 МГц | 14 000 МГц |
Пропускная способность памяти | 448 ГБ/c | 360 ГБ/c | 336 ГБ/c |
Энергопотребление, Вт | 200 Вт | 170 Вт | 160 Вт |
Возвращаясь к представленной версии GeForce RTX 3060 для ПК, отметим, что GA106-300 включает 3584 вычислителя, 112 текстурный модулей и 48 блоков растеризации. Кроме того GPU также содержит 112 тензорных ядер третьего поколения и 28 RT-ядер второй генерации для аппаратного ускорения трассировки лучей. Базовая частота графического процессора определена на уровне 1320 МГц, а среднее значение ускорения составляет 1777 МГц. В подобной конфигурации пиковая производительность при операциях одинарной точности (FP32) составляет 12,74 TFLOPS. Для сравнения это же значение у GeForce GTX 1060 6 ГБ – 4,38 ТFLOPS.
Для GeForce RTX 3060 используется 192-битовая шина памяти, при этом видеокарты линейки оснащаются 12 ГБ локальной ОЗУ. В данном случае объем памяти больше даже, чем у GeForce RTX 3080, которая имеет на борту 10 ГБ. Адаптеры оснащаются чипами GDDR6 с эффективной рабочей частотой 15 000 МГц. Учитывая разрядность магистрали передачи данных, пиковая пропускная способность памяти составляет 360 ГБ/c. Номинально хороший показатель для графических режимов Full HD и 1440p, а уж объема памяти так и вовсе с избытком для игр с таким разрешением. Есть предпосылки к тому, что со временем могут появиться версии с 6 ГБ памяти на борту, но официально никакой информации на этот счет нет – в штатном варианте GeForce RTX 3060 оснащаются 12 ГБ памяти.
Тепловой пакет новинки чуть выше, чем у предшественницы – заявленный параметр Graphics Card Power видеокарты GeForce RTX 3060 12 ГБ составляет 170 Вт, вместо 160 Вт у GeForce RTX 2060 6 ГБ. Разработчик рекомендует использовать для системы с GeForce RTX 3060 блоки питания мощностью от 550 Вт.
NVIDIA не предлагает референсную версию GeForce RTX 3060, целиком полагаясь в этом вопросе на своих партнеров. Производители видеокарт представили широкий ассортимент оригинальных моделей на базе GA106, которые традиционно отличаются дизайнами печатных плат, компонентным оснащением и конфигурациями систем охлаждения. Одну из таких моделей мы и будем использовать для более предметного знакомства с возможностями GeForce RTX 3060 12 ГБ.
Несмотря на то, что эталонная версия GeForce RTX 3060 не представлена, компания NVIDIA конечно обозначила рекомендованную стоимость для моделей этой серии. Для американского рынка это $329 (без учета налогов), тогда как для Украины – 12 990 грн. Насколько полезной будет эта информация в нынешних условиях – вопрос риторический, но формальности соблюдены.
Производительность в играх
Набор тестов #1
Anno 1800
Релиз: 2019 — API: совместимая с DirectX 12 — Движок: Anno Engine
Градостроительная RTS франшиза Ubisoft Anno посетила различные места, древние и средневековые века и даже дважды заглянула в будущее. И наконец-то распаковывает увлекательный период промышленной революции, начинающейся с начала 19-ого столетия. Геймплей сохраняет городское строительство и бои в океане, а также добавляются такие аспекты, как планирование, влияние промышленного загрязнения и туризм. Основанная на движке собственной разработки, игра использует преимущества DirectX 12 и может быть очень обременительной для системы геймера с высокой детализацией, особенно при более высоких разрешениях.
Набор тестов #2
Divinity Original Sin II
Релиз: 2017 — API: DirectX 11 — Движок: Divinity Engine
Divinity Original Sin 2 от Larian Studios — это недавняя RPG-игра, основанная на изометрической проекции игрового мира, которая использовалась во многих классических ролевых играх, в первую очередь Baldur’s Gate. Игра была воспринята очень хорошо и, вероятно, лучший новый релиз для этого жанра на сегодняшнее время. Главный герой, чародей, застрявший в мире, где колдовство запрещено, что приводит к его поимке и возможному побегу, а также раскрытию правду о пустоте, угрожающей всей жизни.
Хотя графика не так требовательна, как у 3D-шутеров, она все ещё нагружает современное оборудование с поддержкой DirectX 11.
Набор тестов #3
The Witcher 3: Wild Hunt
Средняя игровая частота кадров
Следующей серией диаграмм усредняем результаты FPS всех предложенных 22 играх, чтобы показать пользователям, какую производительность следует ожидать от данной карты с точки зрения кадров в секунду.
Итоги
Видеокарты GeForce RTX 3060 Ti оказываются на стыке графических адаптеров среднего и высокого классов. Возможности устройств линейки оптимальны для очень комфортно игры в режиме 1440p. Владельцам 4К-мониторов иногда придется немного поиграться с настройками качества картинки, но в этом случае точно обойдется без особых упрощений. При наличии поддержки DLSS возможно даже не понадобится снижать разрешение, активируя эффекты с трассировкой лучей.
У GeForce RTX 3060 Ti пока нет прямого конкурента из новой линейки AMD, потому она занимала бы очень выгодное положение на рынке, если бы предлагалась по рекомендованной цене ($399 – США, 14 999 грн. – Украина). Криптовалютный шторм снова нарушил все слаженные схемы позиционирования моделей, а фактические розничные ценники в $1000+ не способствуют популярности у тех, кому подобная видеокарта нужна для игры или даже рабочих задач. Надеемся вскоре ситуация улучшится, потому как запрос на устройства такого класса очень велик.

Эта тема закрыта для публикации ответов.