Законодательство о цифровых финансовых активах и цифровой валюте в россии (259-фз)

Алан-э-Дейл       09.09.2022 г.

Что осталось за рамками закона о ЦФА

Работы над законодательством о регулировании криптовалют не закончены. Так, закон о ЦФА прежде всего регулирует токены — внутренние единицы учета в блокчейн-системе, которые в отличие от криптовалют могут выпускаться централизованно. В нем ничего нет о регулировании обычных криптовалют (они все еще в серой зоне — не запрещены, но и полной легализации нет), о майнинге, налогообложении, ответственности за нарушение законодательства. 

В законе много и других пробелов, которые еще предстоит заполнить. Например, ничего не сказано об удаленной идентификации пользователей. Ожидается, что подробно регулирование криптовалют будет прописано в отдельном законопроекте. Его рассмотрение было запланировано на осень, но этого так и не случилось.

Данатар Атаджанов, бренд-менеджер платформы Oxly․io, отметил, что в законе о ЦФА масса недоговоренностей и неточностей в формулировках и определениях, которые в итоге можно трактовать по-разному. Например, нет запрета на майнинг (он вообще не упомянут). Но прописан запрет на получение платы за услуги — это легко трактовать как запрет на получение вознаграждения за майнинг. «Часто положения противоречат конституционным нормам, например, невозможность получить судебную защиту собственником цифровой валюты без подтверждения факта уплаты налогов. Т.е. если вы не уплатили дорожный налог, ваш угнанный автомобиль не будут искать?», — задается вопросом эксперт.  

Закон о ЦФА также не предусматривает административную и уголовную ответственность за операции с криптовалютами. Но, судя по поправкам, предложенным Минфином, о которых мы расскажем ниже, она вскоре появится — ведь если есть запреты, то должна быть и ответственность за их несоблюдение. 

Правила работы операторов ЦФА

Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, обязан утвердить правила указанной системы, включая: правила внесения изменений в алгоритм программ информационной системы; требования к пользователям системы; правила выпуска ЦФА; правила привлечения операторов обмена ЦФА; требования к защите информации и операционной надежности; способы учета ЦФА в информационной системе; правила обеспечения доступа обладателей ЦФА; порядок ведения реестра пользователей информационной системы; правила ведения реестра владельцев ценных бумаг в информационной системе.

Оператор обмена ЦФА также утверждает правила, которые должны содержать: правила совершения сделок с ЦФА; виды ЦФА и цифровых прав; порядок взаимодействия оператора обмена ЦФА с операторами информационных систем, осуществляющих выпуск ЦФА; требования к защите информации и операционной надежности; указания на случаи, при которых обязательства по сделкам с ЦФА исполняются при наступлении определенных обстоятельств без направленного на исполнение обязательств отдельно выраженного дополнительного волеизъявления (смарт-контракты).

Центробанк включает операторов информационных систем, осуществляющих выпуск ЦФА, и операторов обмена ЦФА в соответствующие реестры после согласования правил работы данных операторов. Решение о согласовании правил работы оператора информационной системы, осуществляющей выпуск ЦФА, принимается в течение 60 рабочих дней после их представления в Центробанк.

Решение о согласовании правил работы оператора обмена ЦФА, являющегося кредитной организаций, принимается в течение 45 рабочих дней, в иных случаях – в течение 90 рабочих дней. В случае отказа в согласовании правил операторы обоих типов могут представить Центробанку их измененную редакцию, которая будет рассмотрена в течение 30 рабочих дней.

Коммерческие банки не уверены в перспективах цифрового рубля

В докладе Центробанка нет технических подробностей о работе цифрового рубля. Но представлено несколько моделей его выпуска: 

  • без коммерческих банков; 
  • с посредниками в виде банков; 
  • и модель, в которой цифровая валюта используется только в межбанковских расчетах (но регулятор не собирается ее применять). 

В ходе дальнейшего обсуждения с банками большинство из них высказались за модель, в которой банки открывают цифровые кошельки на специальной платформе Центробанка, сами проводят платежи в цифровом рубле и гарантируют соблюдение законодательства, а регулятор лишь контролирует работу.

Для самих банков необходимость запуска цифрового рубля неочевидна. Согласно данным опроса Ассоциации банков России: 

  • 23.5% респондентов поддерживают концепцию цифрового рубля; 
  • 47% — не считают, что у проекта есть преимущества перед фиатом (они не верят в перспективы цифрового рубля и отметили, что боятся расходов на инфраструктуру, а также рисков кибербезопасности); 
  • 29.5% — не определились со своим отношением. 

При этом больше половины опрошенных отметили, что CBDC необходимо запускать в ближайшее время. 

Аналитики агентства Moody’s считают, что выпуск цифрового рубля может заставить банки повысить проценты по вкладам в попытке сохранить клиентов. Это сделает банки менее кредитоспособными. Эксперты агентства считают, что модель, при которой банки выступают посредниками, самая оптимальная. 

В октябре глава Банка России Эльвира Набиуллина отметила, что ЦБ обсуждает выпуск цифрового рубля с банками, так как это может отразиться на их бизнесе. Регулятор уверяет, что запустит проект в том виде, при котором банкам ничего не будет угрожать, но признает, что структура их доходов все равно может измениться. Центробанк планирует сделать систему цифрового рубля открытой, чтобы финансовые компании могли создавать на ее основе свои сервисы. 

Позднее, 26 ноября, Банк России обсудил с представителями крупнейших банков возможность запуска цифрового рубля. В итоге пока банки не видят необходимости в новой форме валюты и ждут от регулятора большей конкретики, которой нет. 

В ответ 30 ноября Сбер представил свою концепцию выпуска и обращения цифровой валюты. Банк предлагает: 

  • сделать все безналичные рубли цифровыми, присвоив каждому из них уникальный номер;
  • придать цифровым рублям разные атрибуты, определяющие, на что их можно потратить (например, валюту можно потратить только на оборудование или выплаты);
  • проводить платежи с помощью смарт-контрактов, позволяющих заранее прописать условия расчетов. 

Это позволит лучше контролировать расход средств, даст регулятору максимум возможностей для контроля над транзакциями

Немаловажно, что при такой модели  коммерческим банкам не придется конкурировать с Центробанком, ведь часть денег будет храниться у них, не будет рисков для денежно-кредитной политики и так далее. . Первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова отметила, что регулятор и Сбер предлагают просто скопировать нынешнюю систему, заменив безналичные рубли цифровыми, но не предоставив гражданам и бизнесу дополнительных преимуществ. 

Первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова отметила, что регулятор и Сбер предлагают просто скопировать нынешнюю систему, заменив безналичные рубли цифровыми, но не предоставив гражданам и бизнесу дополнительных преимуществ. 

Первый зампред Центробанка Сергей Швецов добавил, что предложение Сбера слишком «футуристично» — такой масштаб экономике не нужен. Центробанк же хочет создать новую инфраструктуру для «бесшовных цифровых расчетов между всеми игроками». 

РАКИБ тоже выступил против модели цифрового рубля, предложенной Центробанком. 4 декабря организация отправила письмо Эльвире Набиуллиной, где говорится, что члены ассоциации считают, что это реинкарнация советской банковской системы, когда все организации обслуживались лишь у Госбанка. Даже китайская версия CBDC более децентрализована. Реализация же концепции цифрового рубля грозит оттоком ликвидности из банковской системы. 

Третья редакция законопроекта о ЦФА

В конце мая 2020 года авторы законопроекта представили его новую редакцию. Вопреки ожиданиям участников криптосообщества, депутаты предложили ужесточить регулирование криптовалютной индустрии в РФ. 

Авторы включили в законопроект административную и уголовную ответственность за противозаконные операции с цифровыми активами. Например, причинившего «ущерб гражданам, организациям или государству» в особо крупном размере (от 9 млн рублей) человека депутаты предложили сажать в тюрьму на срок на 7 лет. 

Узнайте больше о редакции и наказаниях, которые предложили депутаты для незаконопослушных владельцев криптовалют, из нашего материала.

Критика новой версии

Новую редакцию законопроекта отправили на согласование в Министерство экономики РФ. После изучения документа, представители Минэкономики выступили с его критикой. Информация об этом появилась в сети 10 июня. 

По словам представителей ведомства, новая редакция подразумевает запрет оборота криптовалют на территории страны, что невыгодно для экономики России.

В министерстве отметили, что очередная версия законопроекта криминализирует работу с цифровыми активами. В случае его принятия, как считает регулятор, криптостартапы и другой бизнес, связанный с криптовалютной индустрией, уйдет из России. В результате из-за законопроекта пострадает государственная казна.

В том числе, криптокомпании могут уйти из РФ в Украину. Напомним, власти страны готовы опередить Россию с принятием законопроекта о криптовалюте.

Новую редакцию также раскритиковали представители Министерства юстиции РФ. По их мнению, на базе законопроекта невозможно организовать эффективную работу

В том числе, Минюст обратил внимание на одну особенность – запрет на покупку криптовалют блокирует возможность реализации цифровых активов в случае их ареста

На фоне критики нового законопроекта, рост объема покупок биткоинов за рубли в РФ несколько замедлился:

Данные: LocalBitcoins

Примеры цифровых активов.

Акции/доли компании на блокчейне.

Первой в мире корпорацией акции которой легально были выражены в токенах на блокчейне Ethereum была зарегистрированная в 2016 г. в Республике Маршалловы Острова корпорация CoinOffering Ltd. В уставе корпорации были установлены следующие положения:

В случае CoinOffering Ltd. такие правила устанавливались уставом самой корпорации, используя либеральную юрисдикцию. Подробнее см. Выпуск, управление и торговля акциями на блокчейне, как это было сделано у CoinOffering // FB, 2016-10-25

В настоящее время есть юрисдикции в которых закон прямо предусматривает возможность ведения реестра акций/акционеров на блокчейне, в частности это американские штаты Делавэр (см. Delaware Passes Law Permitting Companies to Use Blockchain Technology to Issue and Track Shares и Вайоминг (см. Caitlin Long What Do Wyoming’s 13 New Blockchain Laws Mean? // Forbes, 2019-03-04)

Сейчас есть проекты разрабатывающие платформы для выпуска электронных акций на блокчейне используя законодательство указанных штатов, например, cryptoshares.app

Новый Закон открывает возможности для создания аналогичных конструкций в РФ. Это могут быть также гибридные конструкции в виде иностранной компании, например в США, у которой выпущены токенизированные акции на децентрализованном блокчейне, и у которой есть дочерняя компания в РФ, причем эти токенизированные акции могут приобретаться (и продаваться) резидентами РФ через российского оператора обмена цифровых финансовых активов в соответствии с новым Законом.

Электронные векселя.

Первый вид ЦФА о котором говорит Закон это “денежные требования”.
Наиболее удобным и универсальным видом денежных требований которые могут передаваться от одного лица к другому является вексель. Вексель вообще очень удобный и продуманный инструмент расчетов, к тому же можно сказать древний, и по нему наработана огромная практика. Реализовать обращение векселей на блокчейне было бы очень интересно, тем более понятие ЦФА в Законе на это сразу же намекает.

Однако, ст. 4 устанавливает:

Возможно ли при этом реализовать на практике “цифровые права, включающие денежные требования” о которых говорит п. 2 ст. 1 Закона в виде токенов на блокчейне?

Мы полагаем что это возможно, исходя из следующего:

В РФ действует Женевская конвенция 1930 года, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях.
Ст. 3 этой Конвенции устанавливает:

То есть, ст. 4 ст. 4 должна применяться с учетом положений ст. 3 Женевской конвенции 1930 года, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях.

Если обязательства по векселю были подписаны на территории РФ, то такое подписание должно быть исполнено только на бумаге, если же обязательства по векселю были подписаны в месте где векселя в электронном виде не запрещены, но такой вексель в силу положений Женевской конвенции 1930 года, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях даже оказавшись на территории РФ и/или во владении резидента РФ будет действительным. Для соблюдения требований Закона, опять, же возможна гибридная конструкция, при которой вексель выпущенный в соответствии с иностранным правом, может рассматриваться в РФ как ЦФА (денежное требование) и, приобретаться/отчуждаться через оператора обмена ЦФА резидентами РФ, пусть даже и формально не считаясь векселем по российскому праву (с учетом положений ст. 4 )

Например, выпуск таких электронных векселей в соответствии с нормами английского права возможен на платформе cryptonomica.net/bills-of-exchange (см. описание на русском). Место выпуска векселя и платежа по векселю при этом может быть в Великобритании, однако такие ЦФА могут приобретаться и отчуждаться российскими резидентами через оператора обмена цифровых финансовых активов, и возможен их вариант обращения в централизованной информационной системе оператором которой является резидент РФ в соответствии с положениями Закона.

Бухгалтерский учет цифровых валют

В положениях по бухгалтерскому учету не содержится такого актива, под определение которого подходят цифровые активы. Некоторые специалисты рекомендуют учитывать криптовалюту на счете «Финансовые вложение». Это, казалось бы, наиболее подходящий вариант. Однако цифровые активы не вписываются в определение финансового актива согласно ПБУ 19/20, т.к. не имеют «надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права».

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и американские стандарты (US GAAP) также не содержат прямого ответа на вопрос, каким активом в учете является криптовалюта. Однако по обе стороны океана имеются разъяснения организаций, близких к разработчикам стандартов, в которых криповалюту предлагают учитывать в качестве нематериальных активов с неопределенным сроком использования.

Подробнее про бухгалтерский учет криптовалюты читайте в статье «Криптовалюта, NFT, цифровые активы: учет и налогообложение в РФ».

Налогообложение цифровых валют

В настоящее время российское законодательство не содержит особых правил налогообложения криптовалют. Минфин в своих разъяснениях предлагает руководствоваться общими нормами для купли-продажи имущества. Однако существует законопроект, который в некоторой степени проясняет этот вопрос. В частности, при сумме сделок с криптовалютой более 600 тысяч рублей в год у налогоплательщика появляется обязанность проинформировать об этих операциях налоговые органы. Если этого не сделать, грозит штраф 10% от максимальной из двух сумм: суммы поступления или суммы списания криптовалюты. Также проектам устанавливается повышенный штраф за неуплату налога с криптовалютных операций – 40% (подробнее см. в статье).

2020

Минфин подготовил пакет законопроектов по цифровой валюте

Незадекларированная криптовалюта может грозить тюремным сроком в РФ. Об этом стало известно 12 ноября 2020 года.

Министерство финансов РФ подготовило пакет законопроектов по цифровой валюте, в рамках которого предлагается лишать свободы владельцев незадекларированных криптовалют. Как предусматривают разработанные поправки о цифровых финансовых активах (ЦФА), владельцев цифровых валют могут лишить свободы сроком до трех лет, если они хотя бы два раза за три года не отчитывались перед налоговыми службами о данных операциях на сумму от 45 млн руб. и выше.

Министерство также разработало поправки в Налоговый кодекс, в так называемый «антиотмывочный» закон №115-ФЗ и Кодекс об административных правонарушениях в части регулирования цифровых валют и цифровых финансовых активов. К ЦФА относятся цифровые аналоги долговых расписок, акций, облигаций и прав участия в капитале, выпущенных на блокчейне.

Соблюдение данных рекомендаций позволит снизить количество операций, связанных с отмыванием денег, полученных преступным путем, — отметили в пресс-службе ведомства.

Владельцы криптоактивов будут обязаны отчитываться в налоговые органы о получении цифровой валюты, о сделках с ней и о ее остатках в криптовалютном кошельке, если за календарный год сумма операций с цифровой валютой превышает сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб.

За отказ в предоставлении информации в налоговый орган в срок предусмотрен штраф в размере 50 тыс. руб., а за предоставление неправомерных сведений — штраф в размере 10% от суммы поступления или суммы списания цифровой валюты в рублевом эквиваленте (наибольшей из двух). Неуплата или неполная уплата сумм налога влечет взыскание штрафа в размере 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.

За незадекларированные криптоактивы в особо крупном размере (на сумму, эквивалентную 45 млн руб. и более, в течение трех лет) предусматривается штраф в размере от 500 тыс. до 2 млн руб., принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до трех лет.

Административные штрафы также предусмотрены за организацию незаконного оборота ЦФА — от 50 тыс. до 500 тыс. руб. для граждан, от 100 тыс. до 1 млн руб. для должностных лиц и от 200 тыс. до 2 млн руб. для юридических лиц.

Минфин планирует обязательное декларирование криптовалюты

Министерство финансов подготовило пакет законопроектов, регулирующих оборот криптовалют и создание кошельков. Ведомство предлагает признать цифровую валюту имуществом, которое будет облагаться налогом. Об этом стало известно 24 сентября 2020 года.

Речь идет о поправках в УК, УПК, КоАП, Налоговый кодекс и закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов. Согласно им гражданин или организация, получившие за календарный год цифровой валюты более чем 100 000 руб., обязаны сообщать об этом налоговикам и подавать ежегодный отчет об операциях с такими активами и об их остатках. За нарушение этого пункта может грозить штраф в размере 30% от криптоактивов, но не менее 50 000 руб.

Криптовалюта часто используется в целях уклонения от уплаты налогов, для легализации средств, добытых преступным путем, и финансирования противоправной деятельности, — утверждают в Минфине.

Предлагается ввести обязанность для обменников сообщать в налоговые органы о переводах денежных средств и криптовалюты по операциям с российскими пользователями. Их идентификация будет проводиться по платежным реквизитам банковских карт и по российскому IP-адресу.

Отказ от декларирования криптокошелька, если через него прошло более 1 млн руб. в год, становится уголовно наказуемым деянием вплоть до трех лет лишения свободы. Также в качестве наказания могут применяться принудительные работы. Кроме того, признание использования криптовалюты при совершении преступлений может признаваться отягчающим обстоятельством.

В Минфине отметили, что на сентябрь 2020 года нет окончательных решений по регулированию цифровых валют. Мировая практика и рекомендации ФАТФ предлагают два варианта — контролируемый оборот или полный запрет. Обсуждаются оба.

Статья 1. Предмет регулирования и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации.

2. Цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационную систему на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы.

3. Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

4. Выпуск, учет и обращение эмиссионных ценных бумаг, возможность осуществления прав по которым удостоверяется цифровыми финансовыми активами, регулируются Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

5. К правоотношениям, возникающим при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе с участием иностранных лиц, применяется российское право.

6. В информационных системах, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, также может осуществляться выпуск цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права. При этом выпуск, учет и обращение цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, осуществляются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона к выпуску, учету и обращению цифровых финансовых активов.

7. Для целей настоящего Федерального закона под распределенным реестром понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма).

8. Для целей настоящего Федерального закона под узлами информационной системы понимаются пользователи информационной системы на основе распределенного реестра, обеспечивающие тождественность информации, содержащейся в указанной информационной системе, с использованием процедур подтверждения действительности вносимых в нее (изменяемых в ней) записей.

9. Понятия «информационная система» и «оператор информационной системы» используются в настоящем Федеральном законе в значениях, определенных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

10. Понятие «бенефициарный владелец» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном абзацем тринадцатым части первой статьи 3 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

11. Требования настоящего Федерального закона не распространяются на обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.