Австрийская школа

Алан-э-Дейл       13.09.2022 г.

Лозаннская школа: краткое содержание

Ее становление происходило в тот же период, что и предыдущей школы, а основателем ее выступил швейцарский экономист (по мнению многих, самый великий) Леон Вальрас. Он считал, что в экономике есть три раздела, один из которых изучает обмен и определение цены товаров с использованием математических методов, другой — организацию производства, третий — распределение доходов в обществе.

Вальрас ввел в экономику понятие экономического равновесия, при котором все цены и доходы напрямую зависят друг от друга. Кроме того, чтобы равновесие сохранялось, по Вальрасу, необходимы равные друг другу спрос и предложение. Впоследствии эту теорию продолжил развивать последователь Вальраса — итальянец Вильфредо Парето.

Доктрина

Особенности австрийской школы:

  • отказ от использования математических методов исследований;
  • субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;
  • акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;
  • акцент на структуру капитала и временну́ю изменчивость последней при изучении макроэкономических проблем.

Экономисты австрийской школы придерживаются методологического индивидуализма, который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения отдельных людей. Экономисты австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории — логически выводить её из базовых принципов человеческой деятельности, называя подобный метод праксеологическим. Кроме того, хотя натурные эксперименты часто используются последователями экономического мейнстрима, «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей — предмет экономического исследования — не может быть воспроизведена в искусственных условиях.

Австрийская теория делового цикла

Австрийская теория цикла деловой активности (ABCT) синтезирует идеи австрийской школы теории капитала; деньги, кредит и проценты; и теория цен для объяснения повторяющихся циклов подъемов и спадов, которые характеризуют современные экономики и мотивируют область макроэкономики. ABCT – один из наиболее широко известных, но часто неправильно понимаемых аспектов австрийской школы.

Согласно ABCT, поскольку производственная структура экономики состоит из многоэтапных процессов, которые происходят в течение переменного количества времени и требуют использования различных дополнительных затрат капитала и труда в разные моменты времени, успех или неудача экономики в решающей степени зависят от координации доступность нужных видов ресурсов в нужном количестве в нужное время. Ключевым инструментом в этом процессе координации является процентная ставка, потому что, согласно австрийской теории, процентные ставки отражают цену времени.

Рыночная процентная ставка координирует множество разнообразных предпочтений потребителей в отношении потребительских товаров в различные моменты времени с множеством планов предпринимателей участвовать в производственных процессах, которые в будущем будут давать потребительские товары. Когда денежно-кредитный орган, такой как центральный банк, изменяет рыночные процентные ставки (искусственно понижая их с помощью экспансионистской денежно-кредитной политики), он разрывает эту ключевую связь между будущими планами производителей и потребителей.

Это вызывает первоначальный бум в экономике, поскольку производители запускают инвестиционные проекты, а потребители увеличивают свое текущее потребление на основе ложных ожиданий относительно будущего спроса и предложения различных товаров в различные моменты времени. Однако новые инвестиции в период бума обречены на провал, потому что они не соответствуют планам потребителей в отношении будущего потребления, трудозатрат на различных работах и ​​сбережений или производственным планам других предпринимателей по производству необходимых дополнительных капитальных благ в стране. будущее. Из-за этого ресурсы, которые потребуются новым инвестиционным планам в будущем, будут недоступны.

По мере того как это со временем обнаруживается из-за роста цен и нехватки производственных ресурсов, новые инвестиции оказываются убыточными, происходит череда бизнес-неудач и наступает рецессия. Во время рецессии непродуктивные инвестиции ликвидируются, поскольку экономика корректируется, чтобы привести планы производства и потребления в равновесие. Для австрийцев рецессия – это, по общему признанию, болезненный процесс исцеления, вызванный дискоординацией бума. Продолжительность, глубина и масштабы рецессии могут зависеть от масштабов первоначальной экспансионистской политики и от любых (в конечном итоге бесполезных) попыток ослабить рецессию способами, которые поддерживают непродуктивные инвестиции или препятствуют корректировке рынков труда, капитала и финансовых.

Энфорсмент без государства

Тут речь скорее не о какой-то внутренней проблеме австрийской школы, а о том, как эта проблема постепенно решалась по мере развития либертарной теории. Мизес вообще не оспаривал необходимости государства. Ротбард разработал в целом теорию анархо-капитализма, но оставил там несколько этатистских рудиментов, вроде взятого от фонаря срока действия патентов или наличия при анкапе принудительного тюремного заключения. Современные теоретики, вроде того же Золоторёва, или, например, меня, демонстрируют возможность обойтись в том числе и без этих рудиментов, предлагая альтернативы.Тем не менее, тема внегосударственного энфорсмента пока не устоялась и является больше доктриной, чем теорией, так что есть, куда работать.


В роли Фрэнка Андервуда — Павел Усанов

Интересные факты

  1. Портрет Ойгена Бем-Баверка можно найти на стошиллинговой купюре.
  2. Карл Менгер одно время был наставником наследного принца Австрии Рудольфа, который позже свел счеты с жизнью.
  3. Еще один перевод французского слова marginal – предел. Возможно, именно подобным вариантом значения и обуславливается наименование направления (вспомним о предельных величинах, предельной полезности и тому подобном).
  4. Представителями австрийской школы являются отнюдь не только австрийцы по происхождению, несмотря на то, что все ее основатели действительно были уроженцами данной страны. Поддерживают концепции австрийской школы маржинализма являются ученые из Германии, Британии, Соединенных Штатов и разных других стран.
  5. В Советском Союзе австрийская школа подвергалась жесточайшей критике и считалась главным и злейшим врагом марксизма.
  6. В Белоруссии вот уже более пятнадцати лет успешно функционирует научно-исследовательский центр, названный также в честь Людвига фон Мизеса. Он распространяет идеи либертарианства (философия, чей основной принцип – свобода во всех отношениях).
  7. Некоторые ученые полагают маржинализм своеобразным связующим звеном между неоклассической теорией и кейнсианством, распространенным в начале и середине двадцатого столетия (суть концепции данного направления – в участии в рыночном кругообращении государства для того, чтобы потребители могли повысить с его помощью свои покупательские способности).
  8. О свершении маржинальной революции в области экономики многие узнали постфактум – лишь после провозглашения этого факта Леоном Вальрасом в середине восьмидесятых годов девятнадцатого столетия.

Карл Менгер и его последователи внесли действительно значительный вклад в развитие экономической науки. Можно не соглашаться с их концепциями и мнениями, но опровергать огромную роль австрийцев в становлении маржинализма — невозможно.

1984

§4. Здесь автор указывает, что и калькуляционный аргумент Мизеса, и аргумент о рассеянном знании Хайека пренебрегают эмпирикой. Раз не было построено всемирной плановой экономики, то нельзя проверить, что она не в состоянии вести экономический расчёт. Раз советская экономика содержала какие-никакие зачатки рынка, а не была полностью плановой, то, опять же, нельзя проверить, что плановая экономика неспособна это самое рассеянное знание учитывать. Короче говоря, непроверяемость аргументов о невозможности построоения плановой экономики подтверждается тем, что чистой плановой экономики никто никогда не смог построить. Я бы сказала, что абсурдность (ладно, скажем мягче — парадоксальность) такой аргументации достаточно очевидна.

С другой стороны, указывается, что и Хайек в Дороге к рабству, и Оруэлл в 1984 явно переборщили с пессимистичностью прогнозов, потому что неэффективность тоталитарного общества быстро начинает требовать минимальной рыночной смазки, и лишь при её наличии эта плановая махина кое-как способна двигаться вперёд. Опять-таки, критика выглядит странной. Хайек говорит: если вы будете последовательны в своём безумии, получится вот так-то. Далее Нетесов утверждает: смотрите, советское общество было недостаточно последовательно в своём безумии, значит, Хайек ошибся. Ну, такое…

§5. Тут говорится, что Хайек утверждал: при системе централизованного планирования все планы спускаются сверху одним вождём. А это не так: для построения планов были построены огромные громоздкие структуры, работающие из рук вон плохо, и планы эти толком не выполнялись. Понятно, что эмпирические данные и должны несколько отличаться от теоретических: Советский Союз не был идеальной системой централизованного планирования, потому что такая идеальная система попросту недостижима, как недостижим абсолютный ноль.

Но, по сути, автор прав: Дорога к рабству не является детальным описанием ни конкретного СССР, ни даже социализма как системы. Это просто политический памфлет, предостережение для британского общества, чтобы не слишком заигрывало с лейбористами. Для изучения социализма книжка Хайека — слишком поверхностный уровень, если это кому интересно, есть масса маститых советологов, с ними-то автор и предлагает ознакомиться.

Литература

Основные труды представителей школы

  • К. Менгер. Основания политической экономии. В кн.: Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. − М.: Экономика, 1992. − (Экон. наследие.) − ISBN 5-282-01471-8.
  • Визер Ф. Теория общественного хозяйства (избр. гл.) − В кн.: Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер: Пер. с нем. / Предисл., коммент., сост. В. С. Автономова. − М.: Экономика, 1992. − (Экон. наследие.) − ISBN 5-282-01471-8.
  • Мизес Л. Либерализм в классической традиции. − М.: Социум; Экономика, 2001. − 239 с.
  • Мизес Л. Социализм. − М.: «Catallaxy», 1994.
  • Мизес Л. Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции. − М.: Юнити-Дана, 2001. − 295 с.
  • Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории / 2-е испр. изд. — Челябинск: Социум, 2005. − 878 с − ISBN 5-901901-29-0.
  • Хайек Ф. Индивидуализм и экономический порядок. − М.: Изограф, 2000. − 256 с.

Произведения об австрийской школе

  • Австрийская школа / Альтер Л. Б. // А — Ангоб. — М. : Советская энциклопедия, 1969. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 1).
  • Антонович Ю. Н. Австрийская теория капитала и капитальных благ // Посткризисный мир: глобализация, многополярность, модернизация, институты: материалы Международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 20-22 мая 2010 г.): в 3 т. Т. 1 / Под ред. А. Ю. Архипова, Ю. М. Осипова, В. А. Алешина, В. Н. Овчинникова.- М.: Вузовская книга, 2010. — С. 87-98. — ISBN 978-5-9502-0573-6.
  • Блауг М. Австрийская теория капитала и процента // Экономическая мысль в ретроспективе = Economic Theory in Retrospect. — М.: Дело, 1994. — С. 461—526. — XVII, 627 с. — ISBN 5-86461-151-4.
  • Кэллахан Дж. Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы. — Челябинск: Социум, 2006.
  • Уэрта де Сото Х. Австрийская экономическая школа: Рынок и предпринимательское творчество. — Челябинск: Социум, 2007. — 202 с. — (Серия «Австрийская школа». Вып. 1). − ISBN 978-5-901901-69-4.

Определение цены

Австрийская школа считает, что цены определяются субъективными факторами, такими как предпочтение человека покупать или не покупать конкретный товар, тогда как классическая школа экономики считает, что объективные издержки производства определяют цену, а неоклассическая школа считает, что цены определяются равновесие спроса и предложения.

Австрийская школа отвергает как классические, так и неоклассические взгляды, утверждая, что издержки производства также определяются субъективными факторами, основанными на ценности альтернативного использования ограниченных ресурсов, а равновесие спроса и предложения также определяется субъективными индивидуальными предпочтениями.

Основные положения маржинализма

Несмотря на то что существует сразу несколько школ данного направления, несомненно, имеющих собственные черты и особенности, есть в маржинализме и общие элементы. Так, например, в основе изучения его лежит покупательская потребность, а также поведение отдельных фирм. Здесь анализируют как на макро-, так и на микроуровне устойчивое состояние экономики и вопросы, с этим связанные. Маржиналисты активно оперировали математическими методами, а для того, чтобы проанализировать какие-либо произошедшие изменения, обращались к предельным величинам (иными словами, к количественному анализу) — о чем уже говорилось ранее. Кроме того, они не считали, что сфера производства должна оставаться в приоритете, и подходили к изучению экономических явлений с точки зрения субъективизма — то есть конкретного отдельного субъекта. Самое главное же, что проповедовали последователи данного направления — жизнь ради счастья: они рассматривали человека как существо, которое стремится максимально получить удовлетворение от своих запросов. Ко всему вышесказанному привела маржиналистская революция.

Что такое австрийская школа?

Австрийская школа – это экономическая школа, зародившаяся в Вене в конце 19 века благодаря работам Карла Менгера, экономиста, жившего в 1840–1921 годах. Австрийская школа отличается своей верой в то, что работа широкой экономики – это сумма небольших индивидуальных решений и действий; в отличие от чикагской школы и других теорий, которые пытаются предсказать будущее на основе исторических аннотаций, часто с использованием широких статистических агрегатов. Экономисты, которые следуют и развивают идеи австрийской школы сегодня, являются выходцами со всего мира, и нет особой привязанности этих идей к Австрии, кроме исторического происхождения их создателей.

Также известна как «венская школа», «психологическая школа» или «причинно-реалистическая экономика».

Ключевые выводы

  • Австрийская школа – это отрасль экономической мысли, которая зародилась в Австрии, но имеет приверженцев по всему миру и не имеет особой привязанности к Австрии.
  • Австрийские экономисты подчеркивают причинно-следственные процессы в экономике реального мира, последствия времени и неопределенности, роль предпринимателя и использование цен и информации для координации экономической деятельности.
  • Наиболее широко известный, но часто неправильно понимаемый аспект австрийской школы – это австрийская теория цикла деловой активности.

Жадная эскортница

§6. Тут автор первым делом предлагает либертарианцам избавиться от праксиологии. Далее он начинает рассуждать о том, что корпорация — это не некий единый и неделимый предприниматель, а множество людей, каждый из которых действует в своих личных интересах, отнюдь не обязательно совпадающих с некими умозрительными интересами корпорации в целом или хотя её руководства. Спрашивается: зачем же нам отбрасывать праксиологию, если она как раз и занимается рассмотрением индивидуальных интересов человека, которые гораздо шире, чем экономика?

Также указывается, что на корпорации точно так же действует калькуляционный аргумент Мизеса, касающийся невозможности экономического расчёта в плановой экономике. То есть чем сильнее трансфертное ценообразование внутри корпорации оторвано от рынка, тем хуже внутри неё распределяются ресурсы. Далее упоминаются положительный и отрицательный эффекты масштаба, которых Мизес касался самым краешком. Ну да, не Мизесом единым, в области теории фирмы много поработал Рональд Коуз, и сторонники АЭШ прекрасно могут использовать его построения, они укладываются в общую экономическую теорию и не нарушают принципов праксиологии.

Далее в этом весьма длинном параграфе идут рассуждения о том, что эффективность корпорации становится ещё ниже, когда она добирается до государственной кормушки, Мизесу же инкриминируется игнорирование этого обстоятельства. Тут впору лишь удивиться, потому что вся шестая часть Человеческой деятельности посвящена различным искажениям, которые способно внести в экономическую деятельность правительство.

§7. Здесь со ссылкой на Уэрту де Сото идут объяснения, почему суперкомпьютеры неспособны спасти плановую экономику, а далее вешается в воздухе вопрос, что мешает распространить те же доводы на ТНК. Да ничто не мешает. У централизации свои издержки, у децентрализации свои.

§8. Здесь автор повторяет ряд тезисов из предыдущих параграфов, а также упоминает о том, что Джозеф Салерно доказал: рыночные цены переносят предпринимателям достоверный сигнал только при проксимальном равновесии. Он использует это в качестве довода о том, что Хайек устарел, а вслед за ним и вся АЭШ. Но Салерно тоже представитель АЭШ, так что мы скорее видим развивающуюся школу, а не мёртвую догму, чем плохо-то?

§9. В заключение Нетесов перечисляет причины, по которым, на его взгляд, стремительное расширение влиятельности русскоязычного либертарианского движения в последнее время серьёзно замедлилось. Подборка выглядит набором случайных фактов, попавших в поле зрения автора, и служит лично мне предостережением не делать так же, потому что со стороны это очень смешно. Там, буквально, в качестве причин окончания золотого века либертарианства в России указывается выход фельетона с 13 тысячами прочтений (впервые узнала о нём из нетесовской статьи), слабое выступление Усанова в дебатах с Ватоадмином и неудача реформ Зеленского. А где моя предновогодняя депрессия? Я тоже повлияла на затухание интереса к либертарианству в России!

На мой взгляд, проблема скорее в том, что были сорваны почти все низковисящие плоды, а дальше, если хочется продолжать распространять свою идеологию прежними темпами, надо искать новые ходы. Вторая проблема — это, безусловно, ковидные ограничения, полностью отрубившие сферу офлайн-агитации. Третья — недавний раскол либертарианского сообщества. Впрочем, последнее обстоятельство, наоборот, может дать новые точки роста за счёт усиления конкуренции за свежие мозги.

Высшее образование в Австрии

Когда говорят о престижности обучения в Австрии, подразумевают высшее образование. Научная база, которая сделала австрийское образование таким престижным, формировалась не одно столетие.

Нынешнее высшее образование страны делится на три вида:

  • колледжи;
  • высшие школы;
  • стандартные университеты и университеты искусств.

Учебный год состоит из двух семестров, один начинается в октябре, другой в марте. Продолжительность учёбы может длиться от трёх до шести лет. Всё зависит от выбранной профессии.

Бесплатное обучение в Австрии имеют право пройти в высшей школе все граждане, но только в университетах, находящихся в ведении местного Министерства науки и спорта, или Публичных университетах. Иностранные граждане вправе рассчитывать на бесплатное высшее образование в Австрии только в случае наличия гранта или стипендии, выданной одним из многочисленных европейских и американских фондов поддержки учащихся.

В настоящее время университеты Австрии представлены 23 общественными и 11 частными высшими школами. Наибольшее количество вузов сосредоточено в столице – 13 учебных заведений. Все университеты Вены ведут преподавание в соответствии с Болонской системой образования.

Всего уровней высшего образования в стране три:

  • бакалавриат;
  • магистратура;
  • докторантура.

Все вузы страны – как государственные, так и частные контролируются федеральным министерством науки и исследований, что определяет высокий уровень обучения. Традиционно, самыми сильными специализациями в австрийских университетах считаются технические и социально-экономические. Также высоко востребованы медицинские вузы Австрии.

Обучение в университетах Австрии по большинству программ ведется на немецком языке.

Англоязычные программы также встречаются, но в большей степени они представлены в частных вузах.

Популярные университеты Австрии

Австрийское образование хорошо само по себе. Объявив, что вы получили высшее образование в Австрии, вы уже обеспечили себе уважение и хорошие перспективы. Однако, учиться за границу едут, чтобы приобрести определённые знания. Задача каждого будущего студента выбрать, какой именно университет ему нужен.

В Австрии на сегодняшний день действует 23 общественных ВУЗа и 11 частных. Это огромный перечень различных образовательных программ, разобраться в которых достаточно сложно, но необходимо, чтобы гордость за свой университет дополнялась гордостью за выбранную любимую профессию. Только в австрийской столице Вене ежегодно двери перед абитуриентами открывают 13 университетов. Некоторые из них являются гордостью не только Австрии, но и всей Европы.

  • Венский университет (Universität Wien) — один из старейших и крупнейших в Европе. Является популярным и среди иностранцев, здесь учатся студенты из 130 стран;
  • Университет экономики и бизнеса — самый крупный в Европе среди вузов данной специфики. В университете числятся 24 000 человек, четверть из которых — иностранные студенты;
  • Венский медицинский университет (Medizinische Universität Wien) — в 2004 году отделился от Венского университета и обрел самостоятельность. На данный момент это самый значимый исследовательский институт в области медицины;
  • Венский технический университет (Technische Universität Wien) — занимает 8 место в рейтинге технических вузов. На данный момент числятся около 20 000 студентов;
  • Зальцбургский университет — славится юридическим и технологическим факультетом. Обучает более 18 000 студентов;
  • Вебстерский университет — кампус частного американского университета. Здесь обучают бизнесу, управлению и социологии;
  • MODUL — частный вуз в Вене. Готовит специалистов по туризму, управлению и современным информационным технологиям.

Университеты Австрии для иностранцев предлагают англоязычные образовательные программы — они есть во многих вузах (в Венском экономическом, Вебстерском, Венском государственном и других университетах). Весь процесс обучения, начиная с лекций и заканчивая экзаменами, проходит на английском языке. Правда, при поступлении все равно желателен сертификат о знании немецкого языка.

Современное состояние[править | править код]

С  г. в США активно действует Институт Людвига фон Мизеса (Ludwig von Mises Institute) в Оберне, штат Алабама (Auburn, Alabama, USA), насчитывающий ныне 275 научных сотрудников (research fellows). Институт ежегодно проводит летнюю школу Университет Мизеса (Mises University), конференцию экономистов-исследователей австрийской школы (Austrian Scholars Conference), а также различные тематические семинары по денежной политике, истории, политической философии. Активно издаются новые работы современных экономистов, работающих в австрийской традиции, и переиздаются работы «классиков» (Людвига фон Мизеса, Мюррея Ротбарда и др.)

Институт Людвига фон Мизеса издаёт ежеквартальный научный журнал по экономике — Quarterly Journal of Austrian Economics. В ежемесячном журнале «Свободный рынок» (англ. The Free Market) анализируются современные экономические и политические вопросы. Издаётся также научный журнал по политической философии — Journal of Libertarian Studies.

В  г. в США было организовано Общество по развитию австрийской экономической теории (Society for the Development of Austrian Economics), насчитывающее ныне более 100 членов. Общество организует несколько секций на ежегодной конференции Южной экономической ассоциации (Southern Economic Association).

Материалы, посвящённые современному развитию школы, публикуются в журналах The Review of Austrian Economics (издательство Springer), Quarterly Journal of Austrian Economics (институт Людвига фон Мизеса).

С 2004 года ежегодно в Праге «Либеральный институт» организует конференцию Prague Conference on political Economy в австрийской традиции.

Доктрина

Особенности австрийской школы:

  • отказ от использования математических методов исследований;
  • субъективизм как характерная черта практически всех представителей школы;
  • акцент на изучение психологических особенностей поведения потребителей;
  • акцент на структуру капитала и временну́ю изменчивость последней при изучении макроэкономических проблем.

Экономисты австрийской школы придерживаются методологического индивидуализма, который они описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения отдельных людей. Экономисты австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории — логически выводить её из базовых принципов человеческой деятельности, называя подобный метод праксеологическим. Кроме того, хотя натурные эксперименты часто используются последователями экономического мейнстрима, «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей — предмет экономического исследования — не может быть воспроизведена в искусственных условиях.

Пример № 2. Причина экономических спадов

Причиной спадов представители кейнсианской школы называют “животный дух”, который способствует тому, что потребители становятся менее уверенными в завтрашнем дне и начинают расходовать меньше денег. В результате на арену выходит еще один враг кейнсианства: сбережения (или «запасание»). Согласно кейнсианской теории, рост количества сбережений приводит к тому, что зарплаты «стоят на месте», количество временных увольнений растет, а люди начинают меньше потреблять и тратить. Кейнсианцы выступают в пользу все большего дефицитного расходования и искусственно заниженных процентных ставок как мер против экономических спадов (вспомните «стимулирование» 2009 года, количественное смягчение, а также близкие к нулю процентные ставки, аналогичные рузвельтовским общественные работы и «готовые к внедрению» проекты Барака Обамы, наблюдавшиеся в течении последних нескольких лет).

«Австрийцы» правы в том, что причиной спадов является вмешательство государства и Федеральной резервной системы, а не «шаманство» или «животный дух». Австрийская теория бизнес-циклов очень точно описывает подъемы и спады экономических циклов. Вот как это происходит:

  • ФРС устанавливает искусственно заниженные процентные ставки и производит новые «дешевые» деньги, которые «вливаются» в экономику;

  • Эти дешевые деньги обычно поступают в те отрасли экономики, вокруг которых, благодаря вмешательству правительства, уже создалось впечатление надвигающегося подъема (вспомните состояние рынка недвижимости в начале-середине 2000-х);

  • Такое искажение информации заставляет инвестиции в данные отрасли казаться более прибыльными и ценными, чем они были бы в условиях свободного рынка;

  • Экономика начинает «падать», а процентные ставки — снова подниматься, так как ресурсы и сбережения уменьшатся.

Представители австрийской школы правы, когда говорят о том, что причиной искусственного «спроса», созданного ФРС, которая вызвала шумиху вокруг якобы подъема отрасли, является именно инфляция, а не наличие реальных накоплений. Они правы, когда утверждают, что исправить ситуацию можно путем уменьшения вмешательства и предоставления рынкам возможности урегулировать свое финансовое положение самостоятельно.

История развития[править | править код]

Австрийская школа получила своё название от происхождения её основателей и ранних приверженцев, включая Карла Менгера, Ойгена фон Бём-Баверка и Людвига фон Мизеса. В число известных экономистов XX века, относимых к австрийской школе, также входят Генри Хэзлитт, Мюррей Ротбард и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек.

Классическая экономическая теория основывалась на трудовой теории стоимости (англ. Labor theory of value), в соответствии с которой стоимость товаров определяется количеством труда, затраченного на его производство

В конце XIX века, однако, внимание экономистов переключилось на теорию предельной полезности. Австрийская школа была одним из трёх источников маржиналистской революции 1870-х, при этом её основной вклад состоял в применении субъективистского подхода к экономике

Вышедшая в 1871 году книга Карла Менгера «Принципы экономики» (англ. Principles of Economics) стала катализатором развития этого направления. Вокруг Менгера в рамках широкого направления маржинализма сформировалась более узкая школа, получившая название «Психологическая школа», «Венская школа» или «Австрийская школа». Впоследствии Торстейном Вебленом в его работе Preconceptions of Economic Science (1900) был специально введён термин «неоклассическая экономика», дабы отличить маржинализм в объективистской традиции последователей Альфреда Маршалла от маржинализма австрийской школы, исповедовавшей субъективистский подход к стоимости.

Австрийская школа оставалась влиятельным направлением экономической мысли в первой половине XX века и какое-то время рассматривалась как неотъемлемая часть экономического мейнстрима. Её вклад в развитие экономической мысли включает неоклассическую теорию стоимости (включая субъективную теорию стоимости (англ. subjective theory of value), а также осмысление проблемы экономических вычислений и невозможности централизованного планирования в экономике.

Что такое маржинализм

Слово «маржинализм» пришло в нашу страну из французского языка, а в последний, в свою очередь, попало из латыни. С латинского оно переводится как «край», а с французского — как «находящийся на краю». Этот термин, обозначающий, как нетрудно догадаться, одно из направлений в экономике, нашел активное употребление в данной науке. Маржинализмом называют направление, основанное на методах анализа с помощью предельных экономических понятий (чуть позже будет дано определение тому, что значит «предельный»). Данное направление основывается на субъективном анализе явлений, именно поэтому другое название маржинализма — субъективная экономическая школа.

Вернемся к вопросу о том, что же такое «предельное понятие». Предельной, или иначе маржинальной величиной, экономисты называют увеличение (или прирост) какой-либо величины из-за увеличения (прироста) какой-либо другой величины на один. Например, если мы в прошлом году сажали пять ростков огурца на рассаду, а в этом посадим шесть (то есть увеличим количество ростков на один), то общее число огурцов, появившихся на этих ростках, увеличится тоже — то есть прирастет. Соответственно, количество урожая огурцов и будет являться той самой предельной величиной — для рассады.

Зародился маржинализм не то чтобы очень давно — в девятнадцатом столетии. А о том, как, почему и благодаря кому это произошло, рассказано ниже.

История развития

Австрийская школа получила своё название от происхождения её основателей и ранних приверженцев, включая Карла Менгера, Ойгена фон Бём-Баверка и Людвига фон Мизеса. В число известных экономистов XX века, относимых к австрийской школе, также входят Генри Хэзлитт, Мюррей Ротбард и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек.

Классическая экономическая теория основывалась на трудовой теории стоимости (англ. Labor theory of value), в соответствии с которой стоимость товаров определяется количеством труда, затраченного на его производство

В конце XIX века, однако, внимание экономистов переключилось на теорию предельной полезности. Австрийская школа была одним из трёх источников маржиналистской революции 1870-х, при этом её основной вклад состоял в применении субъективистского подхода к экономике

Вышедшая в 1871 году книга Карла Менгера «Принципы экономики» (англ. Principles of Economics) стала катализатором развития этого направления. Вокруг Менгера в рамках широкого направления маржинализма сформировалась более узкая школа, получившая название «Психологическая школа», «Венская школа» или «Австрийская школа». Впоследствии Торстейном Вебленом в его работе Preconceptions of Economic Science (1900) был специально введён термин «неоклассическая экономика», дабы отличить маржинализм в объективистской традиции последователей Альфреда Маршалла от маржинализма австрийской школы, исповедовавшей субъективистский подход к стоимости.

Австрийская школа оставалась влиятельным направлением экономической мысли в первой половине XX века и какое-то время рассматривалась как неотъемлемая часть экономического мейнстрима. Её вклад в развитие экономической мысли включает неоклассическую теорию стоимости (включая субъективную теорию стоимости (англ. subjective theory of value), а также осмысление проблемы экономических вычислений и невозможности централизованного планирования в экономике.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.